Приветствую
Случилось страшное. Нашел я Стэнли Кубрика, да и посмотрел "Одиссею". Признаться, поначалу давалось это мне тяжеленько.
И только на тридцатой минуте я понял, для кого и про что этот фильм.
Вот представь. Наступило будущее. Профессия космонавта стала обыкновенной, примерно как у нас теперь шахтеры. Да, сложно, опасно, то тут завалило, то там бухнул метан, то шахта закрывается, то вон щас телепортацию изобретут и космонавты потеряют работу; и жену по полгода не видишь...
И приходят подобные мысли когда?
Когда ты сидишь за пультом и тридцать-сорок минут ожидаешь результата маневра.
Это вот ожидание Кубрик нам и транслирует.
Нет никаких звуков. Да и не нужны они вовсе! Ну включишь ты музыку -- песню со словами нельзя, ты же вслушиваться начнешь, а это отвлечение внимания... А внимание твое -- пульт. Управлять чем бы то ни было -- не с медленной человеческой скоростью реакции. Задал программу торможения, маневра, выхода на стыковку -- сиди, жди результат, будь готов по первому красному огоньку вмешаться... Любуйся вон пейзажем, вид-то какой роскошный!
А видов космоса в "Одиссее" ой как много. Стэнли Кубрик -- мастер именно что картинки. Вот уж кому закадровый голос абсолютно не нужен. Его без перевода можно смотреть, его вообще с отключенным звуком смотреть можно в некоторых местах.
Я как-то не готов оказался к тому, что космос обойдется без меня. Все фильмы про космос поглядишь -- там звездными истребителями ну так уже рулят! И туда, и сюда, и пушкой хлоп, и крылом верть...
Но... Космос-то реально огромен. Чтобы более-менее долеть до орбиты Юпитера, даже до Марса -- надо очень быстро набрать огромную скорость. Ускорение человек переносит плохо. Это на дороге или в кабине самолета можно газануть -- ну максимум в спинку кресла вдавит. Чтобы набрать космическую скорость -- хотя бы вторую -- газануть придется так, что кресло вместе с тушкой сквозь все переборки в дюзы вылетят.
А тормозить по прилету ведь с тем же ускорением надо!
Вот и получается, что полеты в космосе -- ЗАРАНЕЕ рассчитанное мероприятие. Как программа в компьютере. Сделал, отладил, запустил -- СИДИ и ОЖИДАЙ результат.
Это вот простенькое положение, понятное всем людям, изучавшим хотя бы общую физику в школе -- оно и делает настоящую, честную "Одиссею" тем, что она есть. Неимоверно затянутым слайд-шоу из чрезвычайно красивых картинок. Внезапно, да?
Ну потом уже я поглядел, как швартуются танкеры-килотонники, все эти SEA GIANTы и ENTERPRISы, (так же медленно и спланированно предварительно) въехал в ситуацию и преисполнился уважением к Стенли нашему Кубрику. Сообразить все это в 1968 году, скоро полвека будет...
Мы ищем в фильмах, заявленных как НФ -- ярких эффектов, резкого отличия. А тут -- подлинное изменение ритма жизни, способа восприятия мира. Будет цениться не суперхрен с кошачьей реакцией, а предусмотрительный и дальновидный человек. Спешка выйдет из моды сразу после двух-трех крупных аварий на околоземной орбите. Изменится, скорее всего, и речь -- построение фраз, время на ожидание ответа. Зрительные образы начнут монтироваться иначе, без этого клипового дерганья, когда и картинку прочитать не успеваешь.
И все это потому, что космос займет в цивилизации место, куда более весомое, чем, например, сегодня занимает авиация. Есть ведь и сегодня пилоты многомоторников. У них те же задачи, те же проблемы, но от них по-прежнему все зависит, потому и скорость и реакция позиции не сдают. Просто пассажирская авиация хотя и важна, однако погоды не делает. Есть еще корабли те же.
Освоение же солнечной системы -- это примерно как осваивать Америку исключительно с самолетов. Например -- в морях какие-нито кракены, нихто не проплывет от слова совсем. И тогда только авиаторы, только цеппелины, только хардкор!
Вот столько и будут весить в новой цивилизации космонавты.
Собственно, если произведение искусства вызывает во мне подобные размышления, оно по моим понятиям и является фантастическим. Научным -- это уже надо проверять, верна ли исходная посылка, не противоречиво ли я сам построил гипотезу, это уже специалисты разберутся.
И с этой точки зрения "Одиссея" -- именно что научно-фантастический фильм, снятый в ТЕМПЕ И РИТМЕ той предметной области, которую описывает.
Удачи и спасибо что дочитали аж досюда.