Залпом досмотрел сразу пару сериалов, один новый, и один не очень.
Американские боги.
Итак, восьмисерийник по книге Нила Геймана. Книгу я не читал, так что оценивал лишь сам сериал. История о бывшем зэке, втянутым в интриги высших сил по общей атмосфере и манере повествования почему-то больше всего напоминает Булгакова, с поправкой на место действия и на тот факт, что тут нет «тёмных» и «светлых» сил, лишь старое и новое. Старые боги различных пантеонов, как Один, Чернобог, Анубис, Вулкан с одной стороны; с другой – новые боги, воплощающие современное общество: Медиа, Технологии, Глобализация. Играют они между собой, как водится, за веру, играют, как и всегда – людьми и не совсем людьми.
Первый сезон это только завязка, треть или половина книги далеко от кульминации, но уже тут определены стороны и показан конфликт, так что можно составить впечатление и оценить плюсы и минусы сериала.
Сначала плюсы. Удалась атмосфера, когда в обычную повседневную жизнь людей вмешивается что-то невозможное, давно забытое или невероятное, обычный прохожий похожий на алкаша может оказаться кем-то из сидхе или дэвов, а простая мысль о снеге – вызвать метель накрывающую город. В принципе авторы достаточно углубились в мифологию и взяли, помимо Одина, не самых очевидных божеств вроде Ананси (африканский бог-паук), и поработали над их образом. Не без проблем, например с Зорями вышла отсебятина (в славянской мифологии не было Зори Полуночной, была Полуденная), но в целом выше ожидаемого. Хорошо показан главный герой, который не верит во всю эту мистику, но постепенно проникается (хотя может слишком медленно), интересно изображена американская глушь вдали от шоссе и главных магистралей. Ну и отсутствие однозначно хороших и плохих – новые боги не особенно приятны, но и старые тоже не все в белом, и методы у них за тысячи лет особо не поменялись. А ещё Иисус – он здесь прекрасен, каждый из них (у каждой ветви христианства или большой церкви свой).
Теперь минусы. Может для оправдания рейтинга и привлечения внимания, но в сериал добавили слишком много обнаженки и эротики, включая одну сцену открытой гомосятины (к счастью, проматывается без потери смысла). Сюжетно это оправдано далеко не всегда. Есть проблемы с темпом повествования, немного провисает середина и в предпоследней серии большую часть времени занимает совершенно неинтересный и затянутый флешбек, никак не влияющий на сюжет вообще, и лучше смотревшийся бы в виде пятиминутной нарезки в начале серии. Непонятно зачем затянута интрига с личностью Среды-Вотана-Одина, которого постоянно называют множеством из его разных имён, и лишь главный герой, вроде не самый глупый человек, продолжает тупить, не понимая, на кого же он работает до последнего эпизода. Как минимум спорной является сама концепция того, что боги и духи последовали за своими последователями в Новый свет и остались там вместо своих родных мест. Оно понятно, Америка нация эмигрантов и всё такое, но в рамках произведения нет никаких причин, почему Анубис работает в агентстве ритуальных услуг в Денвере, а не, скажем, в Каире; или почему Чернобог устроился на бойню в Кливленде, а не мясником в какой-нибудь райцентр в Красноярском крае – то есть поближе к тем, кто в них обоих ещё может верить. Тут видимо остаётся только принять условность, и вообще, Америка центр мира, как Токио в аниме.
В целом, несмотря на минусы и неровность, я бы рекомендовал к просмотру, хотя бы чтобы оценить. Ждём второй сезон.
Чернобыль 2.
Продолжение сериала про Зону и путешествия во времени, который тут уже упоминали. Начинается он в альтернативном СССР 2010-х, продолжается в развалившихся США и Зоне возле американской АЭС, ну а дальше как и в первом сезоне начинаются прыжки через время, здесь к этому ещё и добавляется пересечение границ.
Что однозначно чувствуется, это выросший бюджет – намного более приличные эффекты и уровень съёмки, масштаб происходящего, разнообразие локаций и событий. Немного смазывается в последней серии, почти целиком происходящей в ночной затянутой туманом Припяти, но тут либо деньги кончились, либо это авторская задумка и намеренное возвращение к атмосфере первого сезона. Актёрская игра плавает – кто-то, особенно в американских эпизодах, вкладывается, кто-то отрабатывает на отвали, главные герои терпимо тянут экшн-сцены и совершенно невыразительны в повседневных, за парой исключений. Ещё немного увлеклись с динамикой камеры и монтажом – сцен со съёмкой морды крупным планом со ствола оружия слишком уж много.
Неплохо получилась стилизация, не шедевр, но и нареканий нет. Современный СССР с голограммами Ленина и советских лозунгов на фоне Москвы-сити, руины США, Америка 80-х и потом 50-х. Я не специалист, но каких-то явных анахронизмом взгляд не цеплял, разве что футуристический советский планшет в руках героев вызывает на удивление мало внимания у окружающих.
А вот большие проблемы у сериала, как и в первом сезоне, с героями, особенно с протагонистом. В первом сезоне стоящий за всем происходящим бывший КГБшник Костенко может и действовал грязными методами, но имел благородные цели, к тому же пытался убедить героя помочь по-хорошему. Увы, тот проявлял характерный для себя пофигизм к происходящему и чужим жизням, и пока не начали убивать близких лично ему людей лишний раз напрягаться не желал. Во втором сезоне злодей и вовсе напоминает второсортных боссов из видеоигр, которые любят вещать о благе человечества и высших целях, попутно творя всякую жесть и не забывая откладывать себе долю малую на хлеб с икрой. Да что там, если больше всего он похож на Акана из «Хардкора Генри», это уже немало говорит.
Так же всё плохо с главным героем. Да, в конце его мотивация всё-таки получила полное обоснование, закрывшее вопросы первых серий, но это не заставляет ни сопереживать ему, ни сочувствовать, ни тем более себя с ним ассоциировать, а отношение по мере происходящего о нём колеблется от «жертвы обстоятельств» до «тупого ублюдка». Даже его друзья, в этом мире по сути втянутые в происходящее против воли и под сомнительным предлогом, вызывают больше сочувствия, или многие встреченные люди в Союзе и Штатах, включая вновь появившегося Костенко. Правда были попытка вспомнить о паре лирических линий… одинаково беспомощных и нелепых.
Это всё вместе не то чтобы плохо, но вызывает ощущение примерно как от Breaking Bad – интересно следить за историей, за экшеном, но никакой ассоциации с героем, на происходящее смотришь со стороны наблюдателя, сопереживания нет в принципе.