Обзор не мой, но мне понравился.
___________
«Испанская принцесса»
Главная героиня сериала - гордая принцесса Екатерина Арагонская. Гордая она потому, что родилась в очень хорошей и уважаемой семье. Ее мама Изабелла и папа Фердинанд - правители королевств Кастилии и Арагона соответственно, знаменитые католические короли, объединители Испании, победители мавров, создатели инквизиции, спонсоры Христофора Колумба - в общем, целый список достижений за ними числится. Но в сериале (по крайней мере, в первых сериях, дальше я не сдюжила) нам показывают только маму. Причем показывают в свете современных нам, а вовсе не ей, феминистических тенденций. Нет, Изабелла Кастильская, безусловно, была крута. Так покажите нам, как она была крута, расскажите нам про нее! Нет, не хотят. Под именем Изабеллы нам подсовывают какую-то левую тетку.
Прежде всего, по внешности: у сериальной Изабеллы явно преобладает то ли арабская, то ли негритянская кровь, а скорее всего - смесь и той, и другой. Ачотакова, наверное, ее мама Изабелла Португальская согрешила, навесила рога мужу, кастильскому королю Хуану II из династии Трастамара. На самом деле нет, но кого это волнует.
Дочь Изабеллы, Екатерина, как положено, рыженькая и светлоглазая. В папу, наверное, которого нам не показывают. Потому что когда в кадре мама, любой представитель мужского пола бледнеет и автоматически готовится обороняться. Основной принцип поведения Изабеллы - «мне бы саблю, да коня, да на линию огня». Она ходит в доспехах и лично крошит в мелкий винегрет мавров, которые имели неосторожность поднять восстание. Ее солдаты, конечно, тоже помогают, но они как-то незаметны на фоне этого терминатора в короне, доспехах и вражеской кровище. Дочка тоже присутствует при сражении, еще до его начала спрашивает: «Мам, тебе помочь? Может, вместе немножко посражаемся?» «А, не, спасибо, - говорит мама. - Я сама, а ты, главное, замуж выйди». Екатерина понимает свою задачу и постоянно скороговоркой напоминает себе вслух, кто она есть на самом деле: «Дочь Испании, жена принца Артура, королева Англии», чем ужасно задалбывает зрителя. Записала бы где-то, что ли.
А надо сказать, что принцессу с нетерпением ждут в Англии. Ждет ее прежде всего Генрих VII, первый король из династии Тюдоров, который пытается свою династию легитимизировать посредством брака своего наследника Артура с Екатериной, дочкой католических королей. Но приезд принцессы все время откладывается по не зависящим от сторон техническим причинам. И тогда король задумчиво изрекает: «Может, Бог пытается оградить нас от ее визита?» Золотые слова! Как в воду глядел. Его жена, кроткая королева Елизавета, только посмотрела на него тревожным взглядом.
Но Бог, видимо, был расположен все-таки наказать Генриха за грехи всех его предков до седьмого колена, поэтому принцесса, наконец, отправилась в путь. Отправилась она, разумеется, со своей свитой. И кто же был главным в этой свите? Может, как подумали всякие больно умные знатоки истории, дуэнья Екатерины - донья Эльвира Мануэль? Ах-ха-ха три раза! Вот сразу видно - те, кто так подумал, не отслеживают тренды. Главная в свите Екатерины Арагонской - афроиспанка по имени Лина. Она не служанка, она именно фрейлина. И все время талдычит всем, кто соглашается слушать: «Я буду дамой английского двора!» В Англии за ней пытается ухлестывать друг принца Генриха Чарльз Брэндон, но Лина гордо отвечает: «Мы (то есть дамы королевы) должны выйти замуж за Тюдоров!» За каких Тюдоров, Боже мой! Если это на совести переводчиков, то и их туда же - к сценаристам, в тайгу без интернета.
И вот корабль с принцессой и ее свитой прибывает к берегам Англии. Высадились, правда, не там, где ожидает встречающая делегация, а там, где захотелось принцессе. Капитан пытался что-то вякать, возражать, но все доводы профессионалов разбились о железобетонную независимость принцессы (и это не последний раз в сериале). Потом, конечно, к месту назначения пришлось добираться в повозках под дождем, но это все мелочи.
Встретить принцессу пытались с почестями. Очень старались встречающие. Но не на ту напали. Благородная испанская инфанта, переполненная чувством собственной значимости, как хорошо надутый шарик, им всем показала, как родину любить. Испанскую, разумеется, родину. А английские традиции гостеприимства принимающая сторона может засунуть себе поглубже.
Чтобы стала понятна степень хамства принцессы, поясню, кто был среди встречающих.
Во-первых, Маргарет Бофор, мать короля Генриха и бабушка принца Артура, жениха Екатерины. Именно через мать Генрих получил права на престол по линии Ланкастеров. Она родила своего единственного сына в тринадцатилетнем возрасте, а потом всю жизнь положила на то, чтобы обеспечить ему английский престол. И к моменту описываемых событий Леди мать короля (такой титул носила Маргарет) очень уважаемая женщина, почти непререкаемый авторитет среди придворных, нежно любимая и оберегаемая сыном и внуками. Ну, это в истории так было. В сериале бедную бабку все шпыняют и посылают кто куда, хотя она и пытается строить из себя строгую и влиятельную персону.
Во-вторых, Маргарет Поул. Она двоюродная сестра королевы Елизаветы, дочь герцога Кларенса (большой оригинал был, надо сказать, так рвался к трону, что даже добрые имена своих родителей не жалел, а смерть себе якобы выбрал сам - утопление в бочке с мальвазией), племянница королей Эдуарда IV и Ричарда III, то есть принцесса королевской крови. К тому же она имеет к Екатерине Арагонской претензии личного характера: по настоятельной просьбе родителей Екатерины (матери, конечно, отец по-прежнему никак не участвует) король Генрих зачистил политическое поле от ненужных претендентов на корону, казнив в том числе брата леди Поул Эдварда, графа Уорика. Леди Поул до сих пор переживает свою потерю, хотя всеми силами старается держать себя в руках. И вместе с Маргарет Бофор организовывает встречу на высшем уровне: хлеб-соль там, рушники, приветствие в стихах, экскурсия по замку, торжественный обед…
Екатерина посмотрела на всех этих высокопоставленных особ с истинно королевским достоинством. Ну, не совсем с истинным, а с таким, каким его принято изображать в исторических сериалах: высоко задранная голова, лицо кирпичом и взгляд - как на кучу сами понимаете какой субстанции. И говорит: так, я вам тут не дитя, я принцесса Уэльская, так что я пошла в свои покои, а вы тут хоть подавитесь своей программой встречи. Ни с каким дурацким будущим мужем я знакомиться не буду, мне надо принять ванну. И ушла. Леди мать короля, вместо того, чтобы настоять на соблюдении протокола встречи (это вообще-то элемент уважения к английскому двору) и сказать «Будет тебе и ванна, и кофе, и какао с чаем в файв о клок! Собирайся, поехали к принцу!», что-то невнятно проблеяла про вред частых ванн. Ну, фрейлина Лина, ожидающая брака с Тюдором, ей, конечно, достойно ответила, что это испанские традиции и пусть туда не суется кто попало.
Потом та же самая Лина закатила матери короля дикий скандал на тему «Права человека на достойные условия жизни». Дело в том, что солдат из свиты испанской принцессы разместили на ночлег в помещениях конюшен. Не потому, разумеется, что это были самые пригодные для проживания большого количества людей помещения, лучших просто не было. А чисто из вредности, ага. Лина пафосно воскликнула «Это же люди!», зачитала положения Конвенции о правах человека 1953 года и потребовала солдат из конюшен вывести. Их и вывели, только не показали, в какие условия поместили потом. Да это и неважно. Что там какое-то удобство людей, защита от непогоды, главное - произнести правильные слова. А уж люди сами как-нибудь разберутся. Не маленькие. Бабка - то есть мать короля - притихла и, видимо, решила больше не связываться с чернокожей служанкой (пардон, фрейлиной), а то как бы по физиономии не получить - например, томиком конституции США с комментариями. От благородных испанских гостей всего можно ожидать.
Потом примчался король. Он действительно тогда примчался - не утерпел, хотел посмотреть, кого ему выдали в качестве невестки, а то, может, страшилу какую. Его на самом деле долго не пускали, отбрехиваясь все теми же испанскими традициями, но король живо разъяснил сопровождающим принцессы, что конкретно здесь им не Испания, а, наоборот, Англия, и хозяин в Англии, если они еще не заметили, именно он, поэтому пусть открывают, а то он дверь сейчас к чертовой матери вынесет. Дверь ему открыли, дуэнья еще хлопала крыльями насчет недопустимости снятия вуали, но принцесса любезно пошла навстречу пожеланиям короля, своего будущего свекра, и открыла личико. И вообще была вежлива, мила и любезна. Ну, наверное, в жизни Екатерина была какая-то недостаточно благородная. То ли дело в сериале. Тут она облила короля презрением, рассказала ему, как называется его поступок (скотство), кто он сам такой (никто) и как его звать (никак). И добавила замечательную фразу про взаимоотношения Испании и Англии: «Мы нужны вам больше, чем вы нам». Честное слово, трудно было бы осуждать короля, если бы он эту Ульянку тут же и вернул родителям, несмотря на политические риски. Но нет, король, присмиревший, как посетитель поликлиники перед суровой тетенькой из регистратуры, только и пробормотал: «Добро пожаловать!»
Потом принцессе представили жениха - принца Артура. Она и его оттаскала, как щенка. Сообщила ему, что он обязался любить ее, почитать, заботиться, ублажать, пылинки сдувать, а сам, гаденыш, выгуливает ее под моросящий дождем. Как это - где он обещал любить? В письмах эротического содержания, конечно, которые он ей писал, а она отвечала. Это ведь всегда так бывает: обрученные из политических соображений принц и принцесса обмениваются письмами сексуального характера с указанием, кто и кого бы в какое место поцеловал, если бы мог. Голыми фотками они не обменивались по той досадной причине, что еще не были изобретены смартфоны и мессенджеры. А так бы они да.
Тут довольно быстро выясняется, что Артур - нормальный принц 16 века, потому что ничего такого не писал. Ненормальный принц - Гарри, его брат, будущий король Генрих VIII. Это он, с горечью обнаружив, что родился лет за 500 до появления сайтов знакомств, от имени брата писал всякую пошлятину благородной испанской принцессе. Исторически-то на момент описываемых событий Гарри десять лет, но в сериале это балбес лет двадцати. Екатерина тут впервые поняла, что, наверное, не все будет происходить так, как она хочет, но выражение лица не сменила - так и ходила с надменной физиономией.
В ночь перед свадьбой с Екатериной имела разговор будущая свекровь, королева Елизавета. Она дочь короля Эдуарда IV из династии Йорков и сестра пропавших в Тауэре принцев, выдана за Тюдора с целью объединения двух враждовавших династий. Но брак, как ни странно, сложился довольно удачно, и Елизавета дорожит своим супружеским счастьем. А тут, в сериале, она замечает, что ее муж-король как-то слишком уж одобрительно смотрит на невесту сына. Ну, она и решила по-хорошему поговорить с невесткой. Кроткая королева подошла и кротко сказала: значит так, выхухоль испанская, слушай сюда. Чтобы тебя в Англию привезти, сделали все возможное, даже убили хорошего парня из нашей семьи. Теперь ты должна сидеть, не отсвечивая, рожать сыновей и обеспечивать преемственность в династии Тюдоров. И не переходи мне дорогу, а то я ж тебя, сучка, за своих мальчиков и за свою любовь, если что, закопаю.
В конце этой прочувствованной речи королева поцеловала Екатерину в губы. Зачем - не знаю. Наверное, чтобы добавить в сюжет элемент однополой любви. В сериале с этим как-то туговато, а продюсер, наверное, сказал, что надо. Вчера матом орал на сценаристов по этому поводу. Ну и вот… Потому что по сюжету и по логике характеров этот поцелуй смотрится как-то диковато, по сравнению с ним седло на корове поразило бы зрителя своей уместностью и изысканностью.
Дальше, подозреваю, было много интересного. Я успела увидеть свадьбу Екатерины и Артура, переговоры о шотландском браке для дочери короля, принцессы Маргарет. Принцесса Маргарет высказала по этому поводу свое «фи» и нахамила послам (я заметила, в сериале, если принцесса не хамит, то она не принцесса). На что король ответил искрометной шуткой: «Дикая девочка - для дикой страны!» Жаль, что тогда реклама в ее нынешнем виде отсутствовала. Так бы королю не пришлось с мечом в руках за трон драться, он бы мог в рекламном бизнесе работать, слоганы сочинять. Деньжищ бы огреб!.. Или по шее.
Потом было про смерть принца Артура и про то, как Екатерина, не хотевшая возвращаться в Испанию и решившая окрутить Гарри, преследовала того Гарри, как портовая леди с пониженной социальной ответственностью. Смотреть на эти брачные танцы невозможно, стыдоба одна. Я уж молчу про партнерские роды, когда король присутствовал на родах жены. Без комментариев, как говорится.
Дальше я не продвинулась: глаза периодически наливались кровью, руки сжимались в кулаки в пролетарском гневе, вера в человечество исчезала - а ее хотелось бы все-таки сохранить. Я, если что - совершенно серьезно, всеми руками за толерантность и даже иногда за политкорректность. Но я и за историческую правду (в исторических сериалах - наивная, да?). И считаю, что правда политкорректности не помеха. Наоборот, когда они расходятся в разные стороны, вот что-то подобное и получается. Сняли они, а смотреть стыдно мне.
Может, кто-нибудь досмотрел до конца? Как ощущения?