Наши драпают с Донбасса два часа подряд. Драпают крайне нудно и без искорки под дым куч чадящих майданных покрышек. Шедевр киевского режиссёра по сценарию Мединского и за наши с Вами денежки (из Фонда кино, то есть, бюджетные) превзошёл ожидания. Настолько беспомощного копирования мы ещё не видели. Это не просто плохо, на мой вкус, это глумление над памятью наших предков, над их подвигом, глумление над нашей родной страной и её историей (сугубо личное мнение).
Увы, мои прогнозы на это кино сбылись. Вышло даже гораздо более... Никому не навязываю мнение, может кому-то понравится. Может я чего в кино не понял, допускаю. Я бы такое не стал смотреть ещё раз даже под есенинские браунинги в висок. Это не творение киноделов, какой-то восторг.
И да, не пишите в интернете «скачать торрент Блиндаж 2024 бесплатно» или смотреть «фильм Блиндаж 2024 онлайн». Бесполезно, не найдётся пиратов, которые это захотят украсть! Киевский режиссёр Горобец сам будет вбрасывать в сеть под ником Бэтмен, якобы, уворованную экранку гениальной картины, а пираты будут её с диким хохотом стирать. Чтобы не засоряла даже торренты.
Я слишком суров? Вы просто не сидели два часа на этой гениальной картине. Пишу с большой любовью к кинодеятелям, сценаристу Мединскому и режиссёру. Хочется их обнять, пожалеть, крепко взять за руки и отвести заниматься какой-нибудь посильной им профессией. Например, асфальт класть, потому что кино снимать это не про них (сугубо моё оценочное суждение, кому-то, повторюсь, эта унылая антисоветчина, наверняка, понравится).
В двух словах сюжет. В кино два унылых и неинтересных главных героя. Один медбрат на скорой помощи, но на героя не тянет совсем. Он и в боевой обстановке не раскрылся, как был серой картонкой, так и остался. Его дружбан выглядит поинтереснее - он как бы немец, сыгранный казахом Литтау (да, я в курсе, что его во всех материалах называют настоящим немецким актером, но он сам говорит, что родители из Советской Средней Азии). Зачем врать непонятно.
Дружба у парочки чёрных копателей крайне нежная, я уж сначала плохое подумал. Да и типажи артистов совершенно не мужественные, обычные такие дяденьки, совершенно не героические. Но нет, обошлось. Просто дружба, хоть и режиссёр Горобец на презентацию в серёжках пришёл. Мда, а пиратского корабля на горизонте так и не видно.
Оба героя сначала такие мелкотравчатые негодники. Потому что в реконструкторской форме Красной Армии ищут на Донбассе особо ценный пистоль из времён Великой Отечественной. В реконструкторы парней бы не взяли, потому что в такой форме даже играться в войнушку стыдно. Куда у них костюмеры смотрят?
Но ничего, в кино нас убеждают, что в сорок первом их примут за своих. Ну это как примерно сегодня посреди воинской части солдат-срочников оказались бы два мужика из будущего. В царских мундирах примерно восемьсот двенадцатого года и киверах с плюмажами. И на плохом французском попытались бы объяснить, что они «же суи ун солдат де Арми Руж».
Сдали бы обоих реконструкторов в реальном сорок первом в особый отдел сразу как немецких шпионов. Но пьяного особиста в роли талантливого артиста Мадянова в кино не взяли. Или наоборот?
Всё-таки стоило позвать в консультанты толкового полковника и грамотного историка, как делали в советские годы. Зажали бюджет Мединский с Горобцом совершенно зря.
Ну и вот два брата-акробата в плохо сидящей форме Красной Армии из комикса про Супермена-сына Сталина (да, есть и такой) забредают в старый блиндаж. А там, иж ты, портал в прошлое. Да прямо в сорок первый год, в бои за Саур-Могилу. В которых нас фашисты победят.
Искренне не понимаю, почему блиндаж не мог отправить ребят в сорок третий, когда мы этот легендарный укрепрайон освободили и погнали фашистского зверя на Запад. Там и подвигов в открытых архивах Минобороны чемоданами. Один подвиг семнадцати разведчиков, сутки державшихся на вершине Саур-Могилы и почти всеми там полегших, чего стоит!
Но кино не про это. Два друга попадают в прошлое и тут же выясняется, что наш-то за русских, а немец за немцев. Фашистская жилка у друга Пауля оказалась, внезапно. Кстати, кто там наши в этом кино сказать сложно.
Я как-то в военном кино привык на флаги полагаться. Вот красные, наши, у них и флаги красные и в атаку они «За Родину, за Сталина» поднимаются. А то и вырезка из журнала «Огонёк» с портретом вождя в блиндаже на стенке. А тут-то ничего этого нет. Как и предрекал - абсолютно стерильное в этом плане кино. Как спиртиком антисоветчины протёрто.
Кто там сражается против фашистов? Может наши, красные, а может власовцы какие. В картине не сразу и разберёшь. Они окружающих исключительно солдатами зовут, слово красноармеец создателям, кажется, неизвестно. Как там в американской кричалке «лучше быть мёртвым, чем красным»? Но не американцы, вроде, кино снимали-то?
Ну и всё, больше в сюжете ничего нет. Дальше два часа крайне плохо снятой стрелялки и пафоса. Дым от подожжённых, как на Майдане, гор покрышек, грязные измученные солдаты в окопах. Камера всё время куда-то летит, мельтешит.
Ну и в рапидной съёмке плохо нарисованные на компьютере медленные пули, снаряды, осколки. Пару танков видел, это правда, бюджет не растащили. Хотя, как говорил незабвенный Датчанин из «Ва-банка» - после того, как мы на съемках потеряли танк, они нам драной портянки не дадут.
Кто, как, за что и зачем воюет понять невозможно. А смотреть компьютерную стрелялку два часа просто скучно. Хотя нет, нам пытаются подбавить некого психологизма.
Например, у немца Пауля случается истерика. Он смотрит на солдат и сообщает, что точно знает, их всех убили. Да они же все мёртвые, призраки! И тут же принимает решение, что надо перебежать к немцам. Они-то победят!
Что характерно, с исторической точки зрения Пауль прав. В сорок первом на Саур-Могиле победили немцы. Зачем Мединский решил снимать именно об этом для меня недюжинная загадка. Впрочем, в кино непонятно кто там и кого победил.
Мне остро другая сцена вспомнилась. За давностью лет могу ошибиться, но кажется, это был старый советский «Батальоны просят огня» по Бондареву. Там очень просто снятая сцена. Никто не бьётся в кадре и не истерит. Просто большой командир едет мимо наших позиций.
Кто-то чинит снаряжение, кто-то рубит дрова, тут солдаты костерок жгут. Там даже кто-то гармошку расчехлил. Обычная фронтовая жизнь. Красноармейцы не знают, что их ждёт.
Только командир едет из штаба. И он знает, что завтра все они пойдут в отвлекающий удар. И там все погибнут и подкрепления не будет. Главный удар будет на совсем другом участке. Он едет, смотрит на этих людей - а в его глазах они уже все мёртвые. И он сам вместе с ними. Только они ещё об этом не знают, а он - знает. И в этом ужас и подвиг. Ни слова не сказано, но пронимает до печёнок. А в «Блиндаже» полная беспомощность киноделов, скучно.
Скажу страшное, давняя и крайне попсовая поделка «Мы из будущего», с которой слизан начисто сценарий, на фоне «Блиндажа» - хорошее кино. Не шедевр, конечно, но оно смешное. Там отличная песня «В руках автомат, потому что солдат». До сих пор помню. И с юмором всё хорошо.
А главное, в «Мы из будущего» герои изменились. Там вначале показали малолетних нацистов. Не закоренелых, не по злости, по глупости и дурному воспитанию таким вот кино. Так пройдя через пару деньков Отечественной малолетние дурачки выросли. И стали людьми.
В «Блиндаже» не так. Там как были главные герои никакими, так они никакими и остались. Могучая мысль, что не надо уничтожать работу настоящих археологов и историков чёрным копательством, извините, на откровение не тянет.
Песен в картине нет, с музыкой очень плохо. Юмора нет, толковых диалогов тоже нет. Девушка в окопах, ну так, симпатичная, но играет ни рыба, ни мясо, ни богу свечка, ни чёрту кочерга. Персонаж артиста Петренко сыгран неплохо, верю, этот мог быть командиром. Но в кино он почти сразу и кончился. Что очень жаль, потому что смотреть на моральные страдания двух малохольных героев противно.
Отдельно доставила достойная индийского кино сцена встречи Сергея с дедушкой. Ах, как он патроны молодому дедушке подавал. Надо было, наверное, в этот момент прослезиться. Но я ржал аки конь, так и вспомнилось как Радж Капур стягивает шапку, а там характерное семейное родимое пятно - а я твой брат!
Впрочем, к концу главные герои, вроде как, осознали. Новоявленный фашист Пауль героически остался в прошлом. И даже через внучка заказал Серёге в будущее скорую помощь. Впрочем, финал настолько мутный и тянутый из «Назад в будущее», что смешно. Не хватало мужика с зонтиком и конвертом под проливным дождём.
Единственный светлый момент в картине - съёмки монумента на Саур-Могиле. Съёмочная группа на денёк-таки выбралась из псковских лесов и доехала на Донбасс. Съёмки короткие, но пронимают. Снято красиво. Особенно когда читаешь про реальную историю боёв за этот мощнейший укрепрайон немцев, а не идиотское кино смотришь.
И особенно, когда понимаешь, что только что вот этот советский монумент был почти под корень снесён снарядами. Один стальной сапог солдата от скульптуры остался. А сейчас восстановлен. И герой у вечного огня выглядит как человек, на какой-то миг всего, он там настоящий. Но лишь на миг.
Только из картины непонятно кому этот монумент. Абстрактным солдатам без времени, без красного флага, без Родины и страны. Без вождя и без будущего. В кино ничего этого нет. Призракам, уже мёртвым людям, имена которых только на братской могиле и остались. Ну так же нам с экрана говорит герр Пауль.
Можете поспорить, но мне этот фильм показался никаким. Это даже не антисоветчина, он даже не плохой. Он именно никакой. Просто проходная халтурка, чтобы освоить бюджетик на патриотизм. Освоили честно, ну как умеют.
А чтобы снимать талантливо что-то другое в душе и сердце иметь надо. Тогда и год в фильме окажется правильный - сорок третий, когда мы Саур-Могилу освободили. Невозможно считалось, а наши смогли.
И те самые семнадцать первых разведчиков на вершине под огнём немцев подняли красное знамя. Первым делом, не поверите. И пришедший потом на подмогу полковник с подкреплением тоже со знаменем в руках на вершине погиб.
И когда артиллерии сигналили и огонь на себя вызывали, потому что не отбиться от немцев, слишком мало было наших... Тоже знамя было, другое. Простреленная гимнастёрка убитого командира на штыке винтовки. Вся в красной крови. Не было другого, но как без красного знамени?
И это не фантастика была бы с волшебным блиндажом и прыжками по времени. Нет, документальное почти кино о реальном подвиге. Да мы пофамильно из Центрального архива Минобороны этих красноармейцев знаем! И наградные листы сохранились прекрасно. И журналы боевых действий. Даже в архив идти не надо, выложены на сайте, иди читай.
А вместо этого два часа клюквы и горящих покрышек. И драпающая армия. Не скажу наша. Непонятно чья. Не узнаю я её в этом кино в гриме.
А реальным ветеранам, живым и павшим, защитникам Саур-Могилы в сорок первом, её освободителям в сорок третьем - вечная Слава. Так и стоит перед глазами знамя из гимнастёрки в крови. Но это какое-то совсем другое кино.