NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.


Рецензии на прочитанное.

Сообщений 101 страница 110 из 407

1

Приветствую

Вчера случилось мне прочитать "Везунчика" Олега Бубелы. Слышал об авторе много, решил, наконец, собственное мнение составить – нашел в записях одного из своих СИ-френдов ссылку, сходил, впечатлился.

Есть книга сия на Самиздате, находится она с негодованием у джентльменов; так что ссылку приводить не стану.
Не ради того, чтобы читатели мои гуглили, а ради того, чтобы любимый сайт не засудили за распространение детской порнографии.

На первый взгляд, высказывание хоть и хлесткое -- "Остро, по-заграничному" (с) Теоден, -- но определенно несправедливое. Потому как в тексте Олега Николаевича есть несомненные находки, достойные слова доброго. В смысле -- незлого и тихого.

Увы мне! Вещей, достойных слова злого и громкого, там, по скромному моему отрицательному мнению, несколько больше.

Однако ведомо мне учинилось, что имеет Олег Николаевич верных поклонников, почитателей и продолжателей. И чтобы избегнуть напрасных смертей прежалостных от удара оных тыквами в потолок, равно же и для сбережения драгоценной пуканиевой тяги (мало ли какие еще спутники в тихоокеанскую группировку подадутся, мало ли чего еще спасать придется -- тут и скромные 0,1G пригодятся), выкладывать подробности, могущие раскрыть интригу текста и лишить удовольствия от прочтения нетленного шедевра –
стану под скрытым текстом.

РИАЛЬНЕ МНОГА БУКАФ!  ВАС  ПРЕДУПРЕДИЛИ!

Будем говорить обо всем открыто и гласно; а уж читатель не дурак и примерно нас рассудить способен. Тем паче, что особенностей текста немного и оценить их нетрудно.

Сначала о хорошем

Автор "Везунчика" действительно умеет пользоваться психологией. У него получились в самом деле живые герои второго плана и персонажи. Они не просто выражаются языком, подобранным под расу, общественное положение, возраст -- все куда глубже. Они ведут себя в соответствии с архетипами. Действуют, плетут интриги, пытаются подставить героя, искренне благодарят его, вполне натурально умалчивают об очевидных всем (кроме героя, иже суть попаданец) вещам -- отчего рождаются немедленно же новые – обоснованные! Как приятно, шерт поеб… побьери! --  приключения, и так далее.

Автор "Везунчика" отнюдь не пугается действия. Это не так просто, как может показаться. Часто встречаются тексты, где видно, как автору тяжко убивать выпестованного персонажа либо героя второго плана. В тексте про Везунчика нет лишних смертей -- ради картона -- но вот обоснованные смерти совсем не задерживаются. «Не, Моня! Вдовой взял, вдовой и оставишь!»

Две главные особенности -- постоянная рубка, война, смерть всегда рядом. Плюс рядом множество других людей – других не наклейками, не ярлычками, а поступками.

"Они что-то замышляют! Тебе страшно?  Мне - да!" 

Эти-то особенности и создают непередаваемый образ варварского Приграничья.  Где в самом деле каждый день можно ждать клинка в спину; где верная дружба -- действительно редкость, а не встречается на второй же странице просто потому что на третьей должна быть сеча, а герой все еще одиночка -- все это в сумме создает очень цельный, весьма достоверный образ.

И снова -- так чего ж так сурово? Мало, очень мало авторов, владеющих психологией и композицией текста на уровне Олега Николаевича.

А вот отчего.

Текст чудовищно, непредставимо, необозримо затянут. Романисты склада Бальзака или Гюго, или Мопассана с их пятистраничными описаниями будуара героини (не шутка!) или  с расходом 1000 знаков на описание входной двери -- не какой-то сюжетной входной двери, пред коей герой сражен бысть, а каждой, которую глазами героя видит читатель -- так вот, все эти напыщенные французы могли бы покурить в коридоре, коли б не вертелись в гробах, обеспечивая до 80% всех электрических мощностей Прекрасной Франции. (А Вы что, до сих пор верите, что у них там все на АЭС держится? Упс...)

Но, наверное,  в столь огромном объеме автор чувствует себя вольготно? Верно, нет у него проблемы с рассказом интересных историй, верно, не сжат он микроформатом в 400 КБ на книгу? И то сказать -- первый текст 834КВ, второй более 1100КВ, дальше вечер закончился, пришлось спать ложиться. Сколько же событий можно тут разместить, сколько судеб показать! Симонов запаковал трилогию «Живые и мертвые» в 1500КВ. Громадина «Тихого Дона» - 3000 КВ. И поместились в эти 75 авторских листов судьбы ста действующих лиц (список есть на Википедии, если что), да немерянного числа персонажей эпизодических, упомянутых колорита и фона для. В первых ДВУХ книгах «Везунчика» объем порядка 1900КВ, это ж сколько можно показать! А сколько поместится шуток, удачных слов, метких фраз, чеканных абзацев, достойных запоминания с первого чтения?

Сколько?
Так вот, первое мое обвинение – вспомнить нечего. Ладно, я понимаю, у нас тут только средневековье, только хардкор. Этакий, понимаешь, Корнев-Круз, «Лед-Пограничье» в фентези-антураже. Тут, понимаешь, не до шлифовки метких фраз, не до игры в слова. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
Хемингуэй тоже писал простыми словами: был, взял, вошел, закрыл дверь. «Я пошел к себе в отель под дождем». «Столько хороших картин к дерьмовой матери без всякого смысла» «Мы очень сожалеем, мистер Том». «Земля плыла?»
Недлинные фразы. Простой словарный запас. Прямые назывные глаголы, для действия сто синонимов не применяется. Но впечатление весьма сильное.
В чем же разница?
Хэмингуэй передает опыт. Чувственный или умственный, вопрос второй. В чем-то свой, в чем-то заимствованный, но реальный. Автор «Везунчика» просто описывает действия героя – многословно, неряшливо, не пытаясь усилить звучание фразы, не пытаясь выкинуть повторы как в тексте, так и в мыслях. Даже не пытаясь на уровне композиции просмотреть ветку, наметить там несколько ключевых точек и описывать именно их. А что, чем больше объем, тем дольше по времени читатель будет получать кайф. Первая схватка… вторая… третья… Даже в реальности рано или поздно человек ПРИВЫКНЕТ к боям. Хочет или не хочет, стремится или не стремится. Адаптация – фундаментально свойство психики, причем не только человеческой, а млекопитающих вообще. Но автор «Везунчика» упорно описывает каждый день и каждый бой, довольно мало отличающиеся от соседних. В годы того же Бальзака подобный подход весьма ценился при написании «путевых романов», для коротания времени в тогдашних дормезах. По скромному моему мнению, сейчас такое количество информации оправданно только в этнографических текстах, задача которых бережно передать исчезающую культуру (Как тот же Тихий Дон), а не в художественных текстах, цель которых – передать читателю…

Передать читателю – ЧТО?

Хрен с ним, с корявым языком. Сам-то я и похуже высказываюсь, мне ли возмущаться. Хрен с ней, с затянутостью романа. Толкиен вон описал обычнейший турпоход. По категории сплавщиков или альпинистов -- вообще ни о чем. Ни одного крюка не забили, ни одного сифона, ни одного переката. Может, автор «Везунчика» эпического размаха холст грунтует, на коем мысль его воссияет в блеске… томе так в десятом, примерно. Вот есть же у Бубелы психология, есть же ощущение Приграничья.

А послания нету.

Давным-давно огорчил меня сам великий и ужасный Dormiens: во имя чего ломал он любимых наших героев? Во имя чего «wasterland», о чем «Человеческое, слишком человеческое»?
Так то, простите, был Dormiens. В 675КВ уложился, душу вывернул, вытр… вытряс, скажем так, и высушил. Ни слова лишнего, ни всхлипа, ни абзаца водянистого. Может, не понял я его, может, не полюбил. Но уважать однозначно согласен.

А Бубелу я читал-читал, читал-читал… спать ушел… а где ж та кульминация, так и не дождался.

Это второе неприятное.
Для передачи важного опыта или чувства, чем только можно оправдать затянутость повествования, слабость языка -- любые иные огрехи, простительные очевидцу или участнику событий – текст слишком синтетический. Говоря проще – высосан из пальца чуть более, чем полностью. Выдуманные люди, выдуманные проблемы.

Для развлечения читателя, чем бы можно оправдать полностью выдуманное происхождение и откровенного МартиСью героя, что даже в заголовок вынесено – текст откровенно слабо написан. Много воды, длиннот, практически нет метких слов, достойных запоминания фраз, душевных пейзажей, драматических моментов.

Если текст не для передачи послания от автора к читателю, если текст и не для развлечения читателя – то он, получается, для развлечения автора.
И эта маленькая отрицательная деталь в моих глазах перевешивает напрочь все действительно хорошие находки «Везунчика».

Ну, а читать либо не читать, решайте сами. Мое мнение – всего лишь мнение; если об этом тексте есть мнения другие, хотел бы услышать.

+18

101

Пы.Сы. Окончательно поверил в реальность мира Миррера, когда прочитал, как господин монтажник высшего класса Глор клеит модели космических кораблей в масштабе 1:....Грешен, каюсь: люблю выпасть на пару-тройку вечеров из реальности за сборкой какой-нибудь модели фирмы "НОВО" года выпуска этак 1978...Думаю, мы с господином монтажником высшего класса нашли бы общую тему для разговоров...

0

102

Старый Блицтрегер написал(а):

Добрый день, уважаемые коллеги!

На днях перечитал "Дом скитальцев"(именно эту,вторую часть). Сравнил свои впечатления с первым прочтением в 1980 году. (1-й курс института). Не разочарован абсолютно. Более того, считаю эту вещь очень и очень недооцененной.

Абсолютно согласен во всём, кроме того что это первые попаданцы в советской фантастике. Был ещё такой писатель Лагин со своим "Голубым человеком". Тоже довольно неплохо написано. Единственно почему не могу рекомендовать всем, - попаданец занимается прогрессорством в революционной деятельности. И, по моему, у него же, но уже альтернативная вселенная, - "Атавия Проксима". Это довольно крутой сатиричиский наезд на империалистическую идеологию вообще, и пиндосов в частности. Плакатно, не изощрённо и местами весьма улыбает. Даже не знаю стоит ли рекомендовать, ибо читал ещё в школе, но впечатления сохранились самые тёплые. Как и о Доме скитальцев. В общем, если покапаться то в то время попаданцев не обделяли.

0

103

Добрый вечер!

Ну, я вообще-то имел в виду именно "Попаданца" в чужое сознание - до Мирера такой сюжет в советской фантастике я что-то не припомню. Тем более в таком антураже. А вообще в порядке "Бреда потревоженной совести" пришла идея: кроссовер ЧЖ и "Дом скитальцев". Ну, предположим, эскадра десантников Пути с Замкнутыми на борту после событий в Тугарино Божьим попущением/волей автора в результате прокола пространственно-временного континуума попадает в мир ЧЖ,,,Понимаю, что ударяюсь во флуд, но не смог отказать в удовольствии представить себе "Слияния и поглощения": ВикСин/Севка/Глор/Джал; Рэй/Машка/Ник; Аска-госпожа монтажница высшего класса Тачч; Тодзи Судзухара - грубиян Нурра; Айда Кенске-ну, скажем, Клагг; Хикари-хмм.. Сулверш(sic!); Каору - негодяй Светлоглазый и т.д и т.п....Вся прелесть ситуации в том, что оригиналы остаются на Земле, а в космосе резвятся их Мыслящие. Вот бы этак аккуратно и с юмором обделать такую вещицу в реалиях Пути - забавно должно бы получиться... Зная таланты пилотов Ев и учеников "2А" класса, не удивлюсь, если много через месяц балоги дружно явятся записываться под знамёна НЕРВ,,,

Кстати, характерно: нашёл только один начатый и быстро брошенный фанфик по "Дому скитальцев". Непросто оказалось жить и работать в казалось бы очень детально проработанном мире....

0

104

Это блин где такое есть? А мне?
Кроссовер Пути можно смело делать с чем угодно. Результат по определению должен получаться феерическим. Сразу поднимаются вопросы типа: будут ли коммонсами (я ничего не напутал?) Полпатин с Йодой, и жнецы с ангелами. И не охренеют ли бедные пришельцы в Крузовском отстойнике? А как их судьба сложится в мирах фанфиков WOW? Это же целая цивилизация основа которой - поставленное на промышленный поток управляемое попаданчество. Похоже Мирер придумал нечто настолько глобально-фундаментальное, что у меня сравнить получается только с Перумовским "Большим человеком, или Саберхагеновскими  Берсерками. Не считая жнецов, конечно.
P.S. А все попаданцы и есть подсаженные кому то мыслящие. Эврика! Найдены во всём виноватые! Осталось догадаться нахрена это надо Пути и можно писать миниатюру "Диспетчер подселяющих" про скучные будни мелкого клерка в службе ближайших направлений.

Отредактировано df (25-04-2017 22:35:46)

0

105

Дочитал третью книгу перумовского цикла «Приключения Молли Блекуотер». Ну что могу сказать… Извините – не понравилось. Причём если I и II книги, а так же первые три четверти книги III воспринимались на уровне «ну, неплохо, хотя и не шедевр», то последняя четверть третьей книги вызвала стойкое отторжение. Я не простил бы подобных ляпсов даже МТА с СИ, а уж маститому мэтру, книги которого я читал ещё в середине 90-х… Ну, нельзя так. Это как если бы наши хоккеисты на чемпионате мира не то что бы плохо выступили, а попросту продемонстрировали бы неумение стоять на коньках. Извините за спойлеры, но не удержусь, ибо автор в финале последней книги трилогии ухитрился завалить практически всё. Это какой-то эталон литературных ошибок.
1. Весь цикл позиционировался как паропанк. Ну да, там были весьма весомые фэнтезийные аспекты, но в целом идея была «мир паропанка против колдунов». В последней четверти финальной книги за каким-то бесом автор ушёл даже не в чистое фентези, а в какую-то, извините, фэнтезятину. С некими надмировыми сущностями (Великими Зверями), которые понимашь, усем под этим небом володеют и усем миром правлют. А пришли оне, понимашь, из-за кромки окоёма… Короче, открылась дверца, и оттеда верхом на Орлангуре выглянули Молодые Боги, ЕВПОЧЯ. В итоге – 2 балла за неумение выдержать единый жанр.
2. В романе осталась КУЧА незакрытых сюжетных линий. Почему умерла Кейти Мидлтон? В каких отношениях были пэры и Нетопырь? Что отличало Молли от других чародеев и что на самом деле в ней углядел Спенсер? В конце концов – кто/что это за пустоглазы и кто зачаровывал дивов, если пэры колдовать не умеют? Образно говоря, из 10 ружей, повешенных на стену, выстрелили хорошо если 3. В итоге – 2 балла за неумение выстраивать сюжет.
3. Уже не первый раз сталкиваюсь с одной и той же штукой. Автор, вводя в роман колдунов, которые, по идее, сильномогучи и вельмиколдучи, старается как-то уравнять шансы (иначе непонятно, как это колдуны всех не задавили на раз-два) и… вводит в дело некую сущность, которая магии не подчиняется. Угу. Вот все и всё подчиняются – а вот ЭТО не подчиняется. Оно из другой материи слеплено. Ну ладно, фентези (а если есть магия – уже фентези) имеет свою специфику – в общем, не подчиняется магии, и точка. И тут у 99% авторов сильномгучие и вельмиколдучие начинают тупить. Не, не так. Они начинают ТУУУУПППППИИИИТТТТЬ! Один, если не сработал «Громовой шторм», применяет «Ледяную молнию», потом «Стальную бурю», потом «Огненный буран» и далее по всем метеоявлениям, пока не дойдёт до «Инфернального циклона». Другой (это, типа, умный) начинает экспериментировать с «квантовой аппроксимацией» и «импульсной квантификацией» и так 10 страниц псевдонаучной белиберды – главное, что бы звучало красиво. Третий взывает к Священному Таракану. Четвёртый отправляется искать Лучезарный Барбарис. Пятый обещает отдать в жертву Матери-Моржихе 1000 блондинок-девствениц. Шестой… В общем, ни одни не хочет включить мозги. Молли, ну ты же не дура. Ну не можешь ты на пэра колдовством воздействовать – ну раскали ты под ним мраморный пол до 1000 градусов. Посмотрим, как он попрыгает, когда мрамор начнёт под ним плавиться – ведь на пол под пэром ты воздействовать можешь? Ты вон стены огненным молотом прошибаешь – ну так разбей над пэром потолок – пусть его обломками засыплет. В конце концов – выжги кислород из воздуха на 3 метра от пэра во все стороны – посмотрим, сколько он не дышать сможет. Нет, будет причитать «ой, что же делать», и наращивать мощность огненного молота, пока не надорвёмся… В общем – два балла за тупость персонажей. Причём тупость – сюжетообразующую.
4.То, что возмутило больше всего. В финале книги Молли и Госпожа Старшая попросту… заключают с пэрами договор. Молли – это не люди. Это вампиры, людоеды, упыри. Они едят таких как ты, они выжигают в пепел магиков, для того, что бы продлить свою жизнь. Спенсер ей втирает, что, мол, «ну да, ты конечно, могла бы наверное поубивать всех пэров в том зале, но ведь у них есть дети, боковые ветви родов, и их тоже всех придётся поубивать, и ты сама не заметишь, как станешь кровавым чудовищем». И Молли послушно блеет – да, нельзя убивать… да, стану чудовищем… Каким, нахрен, чудовищем?! Это – вампиры (причём, судя по некоторым намёкам про смерть Кейти, может они и на самом деле ещё и кровь пьют), их не «можно» убивать, их «нужно убивать». Всех – вместе с детьми, боковыми ветвями и троюродными бабушками. Иначе они сожрут тебя, и Сэмми, и твоего брата Билли, потому что вы все для них – просто кормовая база. В результате – 2 балла за необъяснимый моральный выверт главной героини.
В целом – не понравилось.

+5

106

Спасибо, Mohanes, учту, если вдруг захочется прочесть.

0

107

Mohanes

А вы знаете толк в литературных извращениях.

Я первую книгу Перумова прочел в 2003, это было Рождение Мага, дебют. Просто попалась на глаза в киоске, а читать было нечего.
Интересно, хороший язык, да и я был откровенно непритязателен с малым опытом чтения хороших книг. Прочел потом еще несколько его текстов, предыдущих в основном, и тем больше стало мое разочарование от продолжения серии мага. Куча сюжетных линий, целый арсенал ружей на стенах, а закончилось все пшиком. Автор тупо обрубил большинство сюжетных линий, в которых по ходу сам стал путаться. Ну и странные действия ГГ, типа некроманта.
Вот с тех пор Перумова я не люблю.

А вы товарищ Mohanes хотите нам рассказать, что Нынешние книги Перумова слабы, они уже много лет такие.

0

108

Argatlam написал(а):

они уже много лет такие.

Познакомился с перумовским текстоваянием через одно из первых изданий его фанфика на "Властелин Колец" (что оно одно из первых - я понял, когда начал читать какое-то позднее переиздание, многого там не нашёл) - там чувствовалось, несмотря на косяки, что писал для себя, для удовольствия. А потом добрался до "третьей части" ("Адамант Хенны" называется) - вот там просто сквозило в каждой строчке, что аффтар торопится скорее наляпать "переходное звено" к нафантазированному им своему фэнтези-миру, с блэкджеком и балеринами Орлангуром и своим паноптикумом персонажей. Ну и потом прочитал, кажется, "Рождение мага" (точно не помню, там было про какого-то сумрачного обиженного на весь свет "анакина скайвокера", в которого влюбилась одна из "богинь" "светлого пантеона"). Одним словом, пёрла такая апологетика откровенной тёмности, обиды на весь свет и того, что называется "моральным релятивизмом",  что я плюнул и не стал читать его вообще.

Отредактировано Нумминорих Кута (27-05-2017 08:43:44)

0

109

Mohanes написал(а):

последняя четверть третьей книги вызвала стойкое отторжение

Походу, он окончательно скатился, у него и раньше концовки запарывались, а теперь серии запарывает. Сначала Семь зверей, теперь это.

Отредактировано DzenPofigist (27-05-2017 15:16:18)

0

110

Известная проблема Перумова с концовками. Ну не умеет он их делать. Так по моему всегда было.
Полноценный хороший конец ему писать стыдно, а "все умерли" нельзя. Таким не только Перумов страдает.
Чего у Молли Блекуотер не отнять, оно очень хорошо написано. Перумов как литератор, явно на месте не стоит. При этом ещё и интересно. После бесконечных мегов сишного качества, меня просто сам текст радовал.

0


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.