NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.


Рецензии на прочитанное.

Сообщений 131 страница 140 из 407

1

Приветствую

Вчера случилось мне прочитать "Везунчика" Олега Бубелы. Слышал об авторе много, решил, наконец, собственное мнение составить – нашел в записях одного из своих СИ-френдов ссылку, сходил, впечатлился.

Есть книга сия на Самиздате, находится она с негодованием у джентльменов; так что ссылку приводить не стану.
Не ради того, чтобы читатели мои гуглили, а ради того, чтобы любимый сайт не засудили за распространение детской порнографии.

На первый взгляд, высказывание хоть и хлесткое -- "Остро, по-заграничному" (с) Теоден, -- но определенно несправедливое. Потому как в тексте Олега Николаевича есть несомненные находки, достойные слова доброго. В смысле -- незлого и тихого.

Увы мне! Вещей, достойных слова злого и громкого, там, по скромному моему отрицательному мнению, несколько больше.

Однако ведомо мне учинилось, что имеет Олег Николаевич верных поклонников, почитателей и продолжателей. И чтобы избегнуть напрасных смертей прежалостных от удара оных тыквами в потолок, равно же и для сбережения драгоценной пуканиевой тяги (мало ли какие еще спутники в тихоокеанскую группировку подадутся, мало ли чего еще спасать придется -- тут и скромные 0,1G пригодятся), выкладывать подробности, могущие раскрыть интригу текста и лишить удовольствия от прочтения нетленного шедевра –
стану под скрытым текстом.

РИАЛЬНЕ МНОГА БУКАФ!  ВАС  ПРЕДУПРЕДИЛИ!

Будем говорить обо всем открыто и гласно; а уж читатель не дурак и примерно нас рассудить способен. Тем паче, что особенностей текста немного и оценить их нетрудно.

Сначала о хорошем

Автор "Везунчика" действительно умеет пользоваться психологией. У него получились в самом деле живые герои второго плана и персонажи. Они не просто выражаются языком, подобранным под расу, общественное положение, возраст -- все куда глубже. Они ведут себя в соответствии с архетипами. Действуют, плетут интриги, пытаются подставить героя, искренне благодарят его, вполне натурально умалчивают об очевидных всем (кроме героя, иже суть попаданец) вещам -- отчего рождаются немедленно же новые – обоснованные! Как приятно, шерт поеб… побьери! --  приключения, и так далее.

Автор "Везунчика" отнюдь не пугается действия. Это не так просто, как может показаться. Часто встречаются тексты, где видно, как автору тяжко убивать выпестованного персонажа либо героя второго плана. В тексте про Везунчика нет лишних смертей -- ради картона -- но вот обоснованные смерти совсем не задерживаются. «Не, Моня! Вдовой взял, вдовой и оставишь!»

Две главные особенности -- постоянная рубка, война, смерть всегда рядом. Плюс рядом множество других людей – других не наклейками, не ярлычками, а поступками.

"Они что-то замышляют! Тебе страшно?  Мне - да!" 

Эти-то особенности и создают непередаваемый образ варварского Приграничья.  Где в самом деле каждый день можно ждать клинка в спину; где верная дружба -- действительно редкость, а не встречается на второй же странице просто потому что на третьей должна быть сеча, а герой все еще одиночка -- все это в сумме создает очень цельный, весьма достоверный образ.

И снова -- так чего ж так сурово? Мало, очень мало авторов, владеющих психологией и композицией текста на уровне Олега Николаевича.

А вот отчего.

Текст чудовищно, непредставимо, необозримо затянут. Романисты склада Бальзака или Гюго, или Мопассана с их пятистраничными описаниями будуара героини (не шутка!) или  с расходом 1000 знаков на описание входной двери -- не какой-то сюжетной входной двери, пред коей герой сражен бысть, а каждой, которую глазами героя видит читатель -- так вот, все эти напыщенные французы могли бы покурить в коридоре, коли б не вертелись в гробах, обеспечивая до 80% всех электрических мощностей Прекрасной Франции. (А Вы что, до сих пор верите, что у них там все на АЭС держится? Упс...)

Но, наверное,  в столь огромном объеме автор чувствует себя вольготно? Верно, нет у него проблемы с рассказом интересных историй, верно, не сжат он микроформатом в 400 КБ на книгу? И то сказать -- первый текст 834КВ, второй более 1100КВ, дальше вечер закончился, пришлось спать ложиться. Сколько же событий можно тут разместить, сколько судеб показать! Симонов запаковал трилогию «Живые и мертвые» в 1500КВ. Громадина «Тихого Дона» - 3000 КВ. И поместились в эти 75 авторских листов судьбы ста действующих лиц (список есть на Википедии, если что), да немерянного числа персонажей эпизодических, упомянутых колорита и фона для. В первых ДВУХ книгах «Везунчика» объем порядка 1900КВ, это ж сколько можно показать! А сколько поместится шуток, удачных слов, метких фраз, чеканных абзацев, достойных запоминания с первого чтения?

Сколько?
Так вот, первое мое обвинение – вспомнить нечего. Ладно, я понимаю, у нас тут только средневековье, только хардкор. Этакий, понимаешь, Корнев-Круз, «Лед-Пограничье» в фентези-антураже. Тут, понимаешь, не до шлифовки метких фраз, не до игры в слова. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
Хемингуэй тоже писал простыми словами: был, взял, вошел, закрыл дверь. «Я пошел к себе в отель под дождем». «Столько хороших картин к дерьмовой матери без всякого смысла» «Мы очень сожалеем, мистер Том». «Земля плыла?»
Недлинные фразы. Простой словарный запас. Прямые назывные глаголы, для действия сто синонимов не применяется. Но впечатление весьма сильное.
В чем же разница?
Хэмингуэй передает опыт. Чувственный или умственный, вопрос второй. В чем-то свой, в чем-то заимствованный, но реальный. Автор «Везунчика» просто описывает действия героя – многословно, неряшливо, не пытаясь усилить звучание фразы, не пытаясь выкинуть повторы как в тексте, так и в мыслях. Даже не пытаясь на уровне композиции просмотреть ветку, наметить там несколько ключевых точек и описывать именно их. А что, чем больше объем, тем дольше по времени читатель будет получать кайф. Первая схватка… вторая… третья… Даже в реальности рано или поздно человек ПРИВЫКНЕТ к боям. Хочет или не хочет, стремится или не стремится. Адаптация – фундаментально свойство психики, причем не только человеческой, а млекопитающих вообще. Но автор «Везунчика» упорно описывает каждый день и каждый бой, довольно мало отличающиеся от соседних. В годы того же Бальзака подобный подход весьма ценился при написании «путевых романов», для коротания времени в тогдашних дормезах. По скромному моему мнению, сейчас такое количество информации оправданно только в этнографических текстах, задача которых бережно передать исчезающую культуру (Как тот же Тихий Дон), а не в художественных текстах, цель которых – передать читателю…

Передать читателю – ЧТО?

Хрен с ним, с корявым языком. Сам-то я и похуже высказываюсь, мне ли возмущаться. Хрен с ней, с затянутостью романа. Толкиен вон описал обычнейший турпоход. По категории сплавщиков или альпинистов -- вообще ни о чем. Ни одного крюка не забили, ни одного сифона, ни одного переката. Может, автор «Везунчика» эпического размаха холст грунтует, на коем мысль его воссияет в блеске… томе так в десятом, примерно. Вот есть же у Бубелы психология, есть же ощущение Приграничья.

А послания нету.

Давным-давно огорчил меня сам великий и ужасный Dormiens: во имя чего ломал он любимых наших героев? Во имя чего «wasterland», о чем «Человеческое, слишком человеческое»?
Так то, простите, был Dormiens. В 675КВ уложился, душу вывернул, вытр… вытряс, скажем так, и высушил. Ни слова лишнего, ни всхлипа, ни абзаца водянистого. Может, не понял я его, может, не полюбил. Но уважать однозначно согласен.

А Бубелу я читал-читал, читал-читал… спать ушел… а где ж та кульминация, так и не дождался.

Это второе неприятное.
Для передачи важного опыта или чувства, чем только можно оправдать затянутость повествования, слабость языка -- любые иные огрехи, простительные очевидцу или участнику событий – текст слишком синтетический. Говоря проще – высосан из пальца чуть более, чем полностью. Выдуманные люди, выдуманные проблемы.

Для развлечения читателя, чем бы можно оправдать полностью выдуманное происхождение и откровенного МартиСью героя, что даже в заголовок вынесено – текст откровенно слабо написан. Много воды, длиннот, практически нет метких слов, достойных запоминания фраз, душевных пейзажей, драматических моментов.

Если текст не для передачи послания от автора к читателю, если текст и не для развлечения читателя – то он, получается, для развлечения автора.
И эта маленькая отрицательная деталь в моих глазах перевешивает напрочь все действительно хорошие находки «Везунчика».

Ну, а читать либо не читать, решайте сами. Мое мнение – всего лишь мнение; если об этом тексте есть мнения другие, хотел бы услышать.

+18

131

Странник написал(а):

Бессмертие это проклятие.

Бессметрие это проклятие, когда:
• им наделили смертного;
• когда уязвим для всего, что умерщвляет помимо болезней и старения.
Всякий, кто бессмертен сразу, как появился, не знает ничего иного (в плане личного опыта) и поэтому учится справляться с проблемами коими чревато бессмертие: это его жизнь, данная ему в ощущениях, и он относится к ней обычно, обыденно, как к данности.
• смертный - фактически тоже бессмертен, только у него есть возможность менять оболочки, пол и судьбу, каждый раз интересные периоды жизни проживая заново, но по-новому, не так, как предыдущие разы; беда заключается лишь в том, что память у него обнуляется (почти). Кое-что всё-таки сохраняется. Это похоже на то, как мы проживаем дни: каждый вечер мы словно умираем, и каждое утро рождаемся вновь.

0

132

Нумминорих Кута написал(а):

Бессметрие это проклятие, когда:
• им наделили смертного;
• когда уязвим для всего, что умерщвляет помимо болезней и старения.
Всякий, кто бессмертен сразу, как появился, не знает ничего иного (в плане личного опыта) и поэтому учится справляться с проблемами коими чревато бессмертие: это его жизнь, данная ему в ощущениях, и он относится к ней обычно, обыденно, как к данности.
• смертный - фактически тоже бессмертен, только у него есть возможность менять оболочки, пол и судьбу, каждый раз интересные периоды жизни проживая заново, но по-новому, не так, как предыдущие разы; беда заключается лишь в том, что память у него обнуляется (почти). Кое-что всё-таки сохраняется. Это похоже на то, как мы проживаем дни: каждый вечер мы словно умираем, и каждое утро рождаемся вновь.

Но о долговременных проектах и планах приходится забыть. Как можно выполнить достойную цель если твоя жизнь настолько скоротечна? Будь у меня бессмертие, и будь у меня возможность со временем так развить науку, чтобы наделить им и тех, кто его хочет и достоин, а со временем - сделать "достойными" и готовыми всех - я бы это сделал. Бессмертие - не панацея, но возможность. И, как всякая возможность и шанс, она - не для каждого. Достойные цели не дадут заскучать. Осталось только решить проблему ясности ума (так, чтобы кроме сна его "перезаряжало" еще что-то), вместимости памяти (возможно, энергетические носители, втч и душа?), бессмертия близких (а для этого они должны разделять с тобою хотя бы часть твоих целей), и банального могущества, а также свободы (что толку если ты заперт в тюрьме аки Иллидан от твоего бессмертия? или что толку, если ты не можешь ничего изменить, так как парализован?). Такие вот дела.

0

133

Svoyk написал(а):

мнение на крайне необычную серию книг – «Цвет сверхдержавы – красный».

DzenPofigist написал(а):

После чего про достоверность можно забыть, т.к. без человека, который может это нормально использовать, без инструкций по зарядке, без подходящих источников питания (коротнёт один раз, и привет всей электронике), без принтера и т.д. и т.п. Это всё фиговины на пару дней работы.

НЯП, как раз этот вопрос был в книге решен.

Кроме описанного отсутствия конфликта, когда у СССР просто нет соперников на земном шарике, хочу отметить ещё одну глобальную проблему книги:
автор свято уверен, что достаточно передать в прошлое общую информацию о какой-нибудь вундервафле, и её сразу же смогут построить. Что существуют многотомные описания техпроцессов - он не в курсе, какие усилия приходится прикладывать, чтобы получить продукт нужного качества без "доводки напильником" в производстве, в том числе по обучению персонала - не знает.

Если что-нибудь сейчас не делают, например, дирижабли - так это заговор авиастроителей, а не реальная неэффективность дирижаблей.

+3

134

Нумминорих Кута написал(а):

Бессметрие это проклятие, когда:• им наделили смертного;• когда уязвим для всего, что умерщвляет помимо болезней и старения.

На эту тему есть ещё одно рассуждение -  рассказ А. Ломма "Скафандр Агасфера" Там герой, стал действительно бессмертным - мог без вреда для себя нырнуть в жерло действующего вулкана. Но человеком быть перестал, потеряв все  человеческие чувства и эмоции.

0

135

Арианрод написал(а):

На эту тему есть ещё одно рассуждение -  рассказ А. Ломма "Скафандр Агасфера" Там герой, стал действительно бессмертным - мог без вреда для себя нырнуть в жерло действующего вулкана. Но человеком быть перестал, потеряв все  человеческие чувства и эмоции.

И, по факту, умер. "Нет, не надо нам этого сыра в этой мышеловке, скажу я вам...". Я уже перечислил проблемы бессмертия, если они не решены - значит, это не бессмертие, а ловушка для простаков иалчных глупцов.

Отредактировано Логинор (11-07-2017 23:05:09)

0

136

Нумминорих Кута написал(а):

Бессметрие это проклятие, когда:
• им наделили смертного;
• когда уязвим для всего, что умерщвляет помимо болезней и старения.
Всякий, кто бессмертен сразу, как появился, не знает ничего иного (в плане личного опыта) и поэтому учится справляться с проблемами коими чревато бессмертие: это его жизнь, данная ему в ощущениях, и он относится к ней обычно, обыденно, как к данности.
• смертный - фактически тоже бессмертен, только у него есть возможность менять оболочки, пол и судьбу, каждый раз интересные периоды жизни проживая заново, но по-новому, не так, как предыдущие разы; беда заключается лишь в том, что память у него обнуляется (почти). Кое-что всё-таки сохраняется. Это похоже на то, как мы проживаем дни: каждый вечер мы словно умираем, и каждое утро рождаемся вновь.

Я рассуждал только о бессмертии обретённом обычным человеком. Простым смертным.
Перевоплощение- реинкарнации с потерей памяти немного в стороне от бессмертия в этой жизни.
Бессмертие богов стоит особо. Они на другом уровне сознания. Кроме богов Олимпа.
Интересный пример обретения физического бессмертия описан в книгах у профессора Владимира Серкина в цикле о Шамане. Шаман воевал ещё в первой мировой и реальная фигура. Обретя просветление он пошёл дальше и обеспечил прекращение старения своих клеток а также контроль над своим телом.
Я не буду пересказывать сейчас эти книги. Но если кто-то хочет это прочитать то не рекомендую только одну последнюю книгу цикла - Звёзды Шамана. Полна философии и рассуждений автора.  Остальные книги цикла необычны и интересны.

0

137

Iv написал(а):

Что существуют многотомные описания техпроцессов - он не в курсе, какие усилия приходится прикладывать, чтобы получить продукт нужного качества без "доводки напильником" в производстве, в том числе по обучению персонала - не знает.

Вот просто +100500.
А Автор, скорее всего, просто не проходил практику на заводе. )

0

138

Гость№54
Ну, описания "доводки напильником" там присутствуют, и немало. Хотя местами автора заносит в ненужный йумор, это да.

0

139

Прошу написать рецензию на "Гнев терпеливого человека" Анисимова, ибо сам не умею, а книга хорошая.

0

140

Iv написал(а):

НЯП, как раз этот вопрос был в книге решен.

Кроме описанного отсутствия конфликта, когда у СССР просто нет соперников на земном шарике, хочу отметить ещё одну глобальную проблему книги:
автор свято уверен, что достаточно передать в прошлое общую информацию о какой-нибудь вундервафле, и её сразу же смогут построить. Что существуют многотомные описания техпроцессов - он не в курсе, какие усилия приходится прикладывать, чтобы получить продукт нужного качества без "доводки напильником" в производстве, в том числе по обучению персонала - не знает.

Если что-нибудь сейчас не делают, например, дирижабли - так это заговор авиастроителей, а не реальная неэффективность дирижаблей.

Самая жесть, на мой взгляд, это их способы решения внешнеполитических проблем. Просто убивают налево-направо политиков и других влиятельных людей. Пытался начинать это читать два или три раза, но так и не осилил. Очень наивно.

+1


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.