NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.


Рецензии на прочитанное.

Сообщений 341 страница 350 из 407

1

Приветствую

Вчера случилось мне прочитать "Везунчика" Олега Бубелы. Слышал об авторе много, решил, наконец, собственное мнение составить – нашел в записях одного из своих СИ-френдов ссылку, сходил, впечатлился.

Есть книга сия на Самиздате, находится она с негодованием у джентльменов; так что ссылку приводить не стану.
Не ради того, чтобы читатели мои гуглили, а ради того, чтобы любимый сайт не засудили за распространение детской порнографии.

На первый взгляд, высказывание хоть и хлесткое -- "Остро, по-заграничному" (с) Теоден, -- но определенно несправедливое. Потому как в тексте Олега Николаевича есть несомненные находки, достойные слова доброго. В смысле -- незлого и тихого.

Увы мне! Вещей, достойных слова злого и громкого, там, по скромному моему отрицательному мнению, несколько больше.

Однако ведомо мне учинилось, что имеет Олег Николаевич верных поклонников, почитателей и продолжателей. И чтобы избегнуть напрасных смертей прежалостных от удара оных тыквами в потолок, равно же и для сбережения драгоценной пуканиевой тяги (мало ли какие еще спутники в тихоокеанскую группировку подадутся, мало ли чего еще спасать придется -- тут и скромные 0,1G пригодятся), выкладывать подробности, могущие раскрыть интригу текста и лишить удовольствия от прочтения нетленного шедевра –
стану под скрытым текстом.

РИАЛЬНЕ МНОГА БУКАФ!  ВАС  ПРЕДУПРЕДИЛИ!

Будем говорить обо всем открыто и гласно; а уж читатель не дурак и примерно нас рассудить способен. Тем паче, что особенностей текста немного и оценить их нетрудно.

Сначала о хорошем

Автор "Везунчика" действительно умеет пользоваться психологией. У него получились в самом деле живые герои второго плана и персонажи. Они не просто выражаются языком, подобранным под расу, общественное положение, возраст -- все куда глубже. Они ведут себя в соответствии с архетипами. Действуют, плетут интриги, пытаются подставить героя, искренне благодарят его, вполне натурально умалчивают об очевидных всем (кроме героя, иже суть попаданец) вещам -- отчего рождаются немедленно же новые – обоснованные! Как приятно, шерт поеб… побьери! --  приключения, и так далее.

Автор "Везунчика" отнюдь не пугается действия. Это не так просто, как может показаться. Часто встречаются тексты, где видно, как автору тяжко убивать выпестованного персонажа либо героя второго плана. В тексте про Везунчика нет лишних смертей -- ради картона -- но вот обоснованные смерти совсем не задерживаются. «Не, Моня! Вдовой взял, вдовой и оставишь!»

Две главные особенности -- постоянная рубка, война, смерть всегда рядом. Плюс рядом множество других людей – других не наклейками, не ярлычками, а поступками.

"Они что-то замышляют! Тебе страшно?  Мне - да!" 

Эти-то особенности и создают непередаваемый образ варварского Приграничья.  Где в самом деле каждый день можно ждать клинка в спину; где верная дружба -- действительно редкость, а не встречается на второй же странице просто потому что на третьей должна быть сеча, а герой все еще одиночка -- все это в сумме создает очень цельный, весьма достоверный образ.

И снова -- так чего ж так сурово? Мало, очень мало авторов, владеющих психологией и композицией текста на уровне Олега Николаевича.

А вот отчего.

Текст чудовищно, непредставимо, необозримо затянут. Романисты склада Бальзака или Гюго, или Мопассана с их пятистраничными описаниями будуара героини (не шутка!) или  с расходом 1000 знаков на описание входной двери -- не какой-то сюжетной входной двери, пред коей герой сражен бысть, а каждой, которую глазами героя видит читатель -- так вот, все эти напыщенные французы могли бы покурить в коридоре, коли б не вертелись в гробах, обеспечивая до 80% всех электрических мощностей Прекрасной Франции. (А Вы что, до сих пор верите, что у них там все на АЭС держится? Упс...)

Но, наверное,  в столь огромном объеме автор чувствует себя вольготно? Верно, нет у него проблемы с рассказом интересных историй, верно, не сжат он микроформатом в 400 КБ на книгу? И то сказать -- первый текст 834КВ, второй более 1100КВ, дальше вечер закончился, пришлось спать ложиться. Сколько же событий можно тут разместить, сколько судеб показать! Симонов запаковал трилогию «Живые и мертвые» в 1500КВ. Громадина «Тихого Дона» - 3000 КВ. И поместились в эти 75 авторских листов судьбы ста действующих лиц (список есть на Википедии, если что), да немерянного числа персонажей эпизодических, упомянутых колорита и фона для. В первых ДВУХ книгах «Везунчика» объем порядка 1900КВ, это ж сколько можно показать! А сколько поместится шуток, удачных слов, метких фраз, чеканных абзацев, достойных запоминания с первого чтения?

Сколько?
Так вот, первое мое обвинение – вспомнить нечего. Ладно, я понимаю, у нас тут только средневековье, только хардкор. Этакий, понимаешь, Корнев-Круз, «Лед-Пограничье» в фентези-антураже. Тут, понимаешь, не до шлифовки метких фраз, не до игры в слова. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
Хемингуэй тоже писал простыми словами: был, взял, вошел, закрыл дверь. «Я пошел к себе в отель под дождем». «Столько хороших картин к дерьмовой матери без всякого смысла» «Мы очень сожалеем, мистер Том». «Земля плыла?»
Недлинные фразы. Простой словарный запас. Прямые назывные глаголы, для действия сто синонимов не применяется. Но впечатление весьма сильное.
В чем же разница?
Хэмингуэй передает опыт. Чувственный или умственный, вопрос второй. В чем-то свой, в чем-то заимствованный, но реальный. Автор «Везунчика» просто описывает действия героя – многословно, неряшливо, не пытаясь усилить звучание фразы, не пытаясь выкинуть повторы как в тексте, так и в мыслях. Даже не пытаясь на уровне композиции просмотреть ветку, наметить там несколько ключевых точек и описывать именно их. А что, чем больше объем, тем дольше по времени читатель будет получать кайф. Первая схватка… вторая… третья… Даже в реальности рано или поздно человек ПРИВЫКНЕТ к боям. Хочет или не хочет, стремится или не стремится. Адаптация – фундаментально свойство психики, причем не только человеческой, а млекопитающих вообще. Но автор «Везунчика» упорно описывает каждый день и каждый бой, довольно мало отличающиеся от соседних. В годы того же Бальзака подобный подход весьма ценился при написании «путевых романов», для коротания времени в тогдашних дормезах. По скромному моему мнению, сейчас такое количество информации оправданно только в этнографических текстах, задача которых бережно передать исчезающую культуру (Как тот же Тихий Дон), а не в художественных текстах, цель которых – передать читателю…

Передать читателю – ЧТО?

Хрен с ним, с корявым языком. Сам-то я и похуже высказываюсь, мне ли возмущаться. Хрен с ней, с затянутостью романа. Толкиен вон описал обычнейший турпоход. По категории сплавщиков или альпинистов -- вообще ни о чем. Ни одного крюка не забили, ни одного сифона, ни одного переката. Может, автор «Везунчика» эпического размаха холст грунтует, на коем мысль его воссияет в блеске… томе так в десятом, примерно. Вот есть же у Бубелы психология, есть же ощущение Приграничья.

А послания нету.

Давным-давно огорчил меня сам великий и ужасный Dormiens: во имя чего ломал он любимых наших героев? Во имя чего «wasterland», о чем «Человеческое, слишком человеческое»?
Так то, простите, был Dormiens. В 675КВ уложился, душу вывернул, вытр… вытряс, скажем так, и высушил. Ни слова лишнего, ни всхлипа, ни абзаца водянистого. Может, не понял я его, может, не полюбил. Но уважать однозначно согласен.

А Бубелу я читал-читал, читал-читал… спать ушел… а где ж та кульминация, так и не дождался.

Это второе неприятное.
Для передачи важного опыта или чувства, чем только можно оправдать затянутость повествования, слабость языка -- любые иные огрехи, простительные очевидцу или участнику событий – текст слишком синтетический. Говоря проще – высосан из пальца чуть более, чем полностью. Выдуманные люди, выдуманные проблемы.

Для развлечения читателя, чем бы можно оправдать полностью выдуманное происхождение и откровенного МартиСью героя, что даже в заголовок вынесено – текст откровенно слабо написан. Много воды, длиннот, практически нет метких слов, достойных запоминания фраз, душевных пейзажей, драматических моментов.

Если текст не для передачи послания от автора к читателю, если текст и не для развлечения читателя – то он, получается, для развлечения автора.
И эта маленькая отрицательная деталь в моих глазах перевешивает напрочь все действительно хорошие находки «Везунчика».

Ну, а читать либо не читать, решайте сами. Мое мнение – всего лишь мнение; если об этом тексте есть мнения другие, хотел бы услышать.

+18

341

Brashnashla написал(а):

Но для книги, тем более дивовской- крайне слабо

А у Дивова в последние годы были сильные книги? Последнее, что читал у него - "профессия инквизитор". Такое себе. Если бы не имя автора на обложке - ни за что бы не догадался, что это писал он.

0

342

EmgerVarEimress написал(а):

А у Дивова в последние годы были сильные книги? Последнее, что читал у него - "профессия инквизитор". Такое себе. Если бы не имя автора на обложке - ни за что бы не догадался, что это писал он.

Понятия не имею, я как-то не слежу за датами. Для меня Дивов- это Ночной смотрящий, Лучший экипаж Солнечной, Оружие возмездия, ООО Психотроника и т.д.

И ДА! Вышло продолжение Техподдержки. Как чувствовал, что книгу будут растягивать

Отредактировано Brashnashla (29-04-2020 02:01:39)

0

343

H-marine написал(а):

Насколько я помню эту сцену, он пропаганду демону зачитывал...

EmgerVarEimress написал(а):

Так он послание Путина Союзу Металлургов зачитывал демону, а не воякам.

1. Как я понял, демон к этому моменту уже убит
2. Если политик действительно зачитывал обращение Путина к металлургам для демона... Коллеги Вам не кажется, что это вообще какой-то сюр? Мне такой идиотизм даже в голову не пришёл. Нахрена демону знать, что Путин сказал металлургам? Политик хочет его на последние 60 секунд разагитировать? Или что б перед смертью помучался? Или - что???? Это ж анекдот - поймали партизаны гестаповца, и ну ему ПСС Ленина читать. Вслух. С выражением. Он даже до "Как нам реорганизовать Рабкрин" не дожил - на "О Двоевластии" захрипел, и помер в муках...

Oleg27 написал(а):

Ну справедливости ради в ВС РФ обращаются именно: "Товарищ сержант!!!",

EmgerVarEimress написал(а):

А должен был - "господин"? Так вроде ещё ВСЕГО 2008.

Именно:  "товарищ сержант", но "господин мэр". Или "господин министр". Или "господин префект". И, разумеется, это не с 2008, а с 1992. Во всяком случае - в Москве было именно так. По моим ощущениям и впечатлениям.

Brashnashla написал(а):

Не оценил. Такой подставы от Дивова я не ожидал. Я не понял ради чего читать это произведение. Сюжет? Уложится в два предложения.

Вы знаете, у меня такое ощущение, что
а) Дивов вообще изрядно переоценён. В 1990-е он действительно зажигал, а потом... Я уже после "У Билли есть хреновина" начал задавать неприличные вопросы - "а чем это, собственно говоря, так уж хорошо?"
б) Мне почему-то кажется, что там действительно сначала планировался небольшой рассказ, а потом из него решили раздуть не то повесть, не то роман. Поэтому и сюжета - действительно на пару фраз. А остальное - финтифлюшки.

0

344

Mohanes написал(а):

Дивов вообще изрядно переоценён. В 1990-е он действительно зажигал, а потом...

Ну зажигал он мощно... Представить даже учебную "Клещевину" не у "глухонемых" крайне тяжело....

0

345

Mohanes написал(а):

б) Мне почему-то кажется, что там действительно сначала планировался небольшой рассказ, а потом из него решили раздуть не то повесть, не то роман. Поэтому и сюжета - действительно на пару фраз. А остальное - финтифлюшки.

Этой фразой описывается любой роман Дивова в последние 15 лет.

+1

346

EmgerVarEimress написал(а):

"профессия инквизитор". Такое себе. Если бы не имя автора на обложке - ни за что бы не догадался, что это писал он.

Ну так не он и писал, а его жена

0

347

Brashnashla написал(а):

Для меня Дивов- это Ночной смотрящий, Лучший экипаж Солнечной, Оружие возмездия, ООО Психотроника и т.д.

И ДА! Вышло продолжение Техподдержки. Как чувствовал, что книгу будут растягивать

Мне у него ещё рассказы нравятся. Не

По отзывам, кстати, продолжение Техподдержки намного лучше первой части

0

348

Brashnashla написал(а):

Понятия не имею, я как-то не слежу за датами. Для меня Дивов- это Ночной смотрящий, Лучший экипаж Солнечной, Оружие возмездия, ООО Психотроника и т.д.

Когда всё знаковое у писателя перечитано, начинаешь поневоле искать что у него есть ещё. Читаешь и понимаешь, что какая-то хрень. После чего смотришь на года издания и грустнеешь. Последнее читабельное на мой взгляд, что у него было - сборник "Вредная профессия" конца нулевых. "инквизитор" - говорят ниже - не его. Сборник "боги войны" - заказушная дичь. И тоже по-моему процентов на 50 не его. Вот и выходит, что Дивов похоже, как писатель всё(

Mohanes написал(а):

1. Как я понял, демон к этому моменту уже убит

Вы не правильно поняли. "ГлюпыеРюсзке" в отличие от "GreatAmericans" обстреливали демона "ломиками", отчего в демоне было много дырок, ему было больно, но он не умирал. Чтобы добить тварюшку окончательно - к нему направили политика с речью Путина и солдатиков со взрывчаткой.

Mohanes написал(а):

Или что б перед смертью помучался? Или - что???? Это ж анекдот - поймали партизаны гестаповца, и ну ему ПСС Ленина читать. Вслух. С выражением. Он даже до "Как нам реорганизовать Рабкрин" не дожил - на "О Двоевластии" захрипел, и помер в муках...

Анекдот, конечно, гов*ный, но смысл примерно этот. Что ещё раз показывает, что автор речей Путина к кому бы то ни было ни разу не слышал и даже не читал. Зато слышал "что-то там" про Брежнева и Ельцына (под шоффе) и вот одно с другим так и вышло.

Iv написал(а):

Ну так не он и писал, а его жена

Тогда вопрос снимается. Жену тоже зовут Олег? )) o.O

+1

349

ИЗВЛЕКАТЕЛИ. ГРУППА "СИБИРЬ"
ДЕНИСОВ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ
Параллельная альтернативная Российская Федерация в конце нулевых, в ней работает группа пришельцев из реальной России. Через ощущения главного героя автор передает его шок от мира где тенденции девяностых продолжились развиваться во свей красе. МИР созданный Автором в многом гротескный, гипер преувеличены все тенденции святых девяностых, свободы умотаться. Хотя во многим автор прав и данный вариант развития России очень, очень, был вероятен, может в более мягком варианте чем у автора, читая книгу начинаешь понимать как мы проскочили все это буквально в узком месте,и что такое роль личности в истории.
Команда пришельцев ищет в этом мире людей и технологии которые в данной стране дикого криминального капитализма стали ни кому не нужны, многих спасая фактически от смерти.
Описана Москва, хотя основные действия происходят в Красноярске и его окрестностях. Авторский стиль  - много боевика, есть рассуждения , и красочные как только умеет Денисов описания шикарной Сибирской природы, этнографические и исторические справки. Автору хорошо удалось передать ощущение МИР-а безнадеги, в котором на утверждение - что хуже не будет, один ответ - будет, будет.

+3

350

Чайковски «Дети времени».
Несмотря на славянскую фамилию, автор, как я понял, из Штатов, и это чувствуется. Нет, никакой янкицентричности или русофобии там нет даже близко, но вот настой «мы, люди, жалкие твари, нам надо покаяться», на втором-третьем эмоциональном слое присутствует. Ну, мне так показалось. Тем не менее — прочитал с интересом. Книга относится к разряду «эпической фантастики» — действие растянуто на несколько тысячелетий, но за счёт того, что люди проводят по несколько столетий в криосне, связность повествования не теряется. Кстати, чем-то напоминает «Оскорбление» Леоненко. Там тоже действо было растянуто на столетия.

Что понравилось. Про цивилизацию пауков читать интересно. По-настоящему — интересно. Это куда круче, чем «мир пауков» Уилсона, не говоря уж о жалких попытках эпигонов как-то развить франшизу. А Фабиан-стратонавт вызывает искреннее уважение. Собственно, Фабиан-реформатор тоже был крутой перец, но как-то он на меня такого впечатления не произвёл. Все «людские» персонажи на голову ниже, пауки их заруливают одной педипальпой. Честно говоря, когда читал сцену абордажа, сначала морщился — «ну да, конечно, как это жалкие людишки, с т.з. американского автора, могут победить свободолюбивых афроамериканцев пауков, даже если у людей — бластеры-шмастеры, а у пауков — дротики и пращи»? Но потом прикинул... а что, собственно, не так? С одной стороны — элита спецназа, которая готовилась к этой операции -нцать лет и хорошо знает, что и как делать. С другой стороны — ополчение, летящее на ржавой бочке, от которой на лету отваливаются гайки, а Х% оборудования уже не подлежит ремонту... Какой тут, собственно, результат может быть? Счёт — по игре.

Что не понравилось. Ну, во-первых, есть претензии к обосную. Почему вирус обеспечил прогресс крохотных (исходно) пауков и морских головоногих, но обошёл стороной млекопитающих? Скажем, мыши упоминаются — у них мозг был меньше, чем у паучка? Кстати, сюжетная линия с морскими головоногими совершенно провисла. Они упоминаются пару раз, но это «ружьё» так и «висит на стене» без единого выстрела. Но больше всего мне не понравилось финальное решение. Ей-Богу, «деус экс махина» — это приём, допустимый ещё в древнегреческой трагедии VI в. д.н.э., но не в НФ-романе XXI в. По сути, конфликта удалось избежать за счёт всемогущего вируса, который всем сразу объяснил, что кушать друг друга нельзя. Извините, но если проблема ксенофобии может быть решена медикаментозно... ну, не знаю... как-то это унизительно. Мне бы всё же хотелось, что бы люди проявляли больше интеллектуального мужества.

+1


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.