NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.


Рецензии на прочитанное.

Сообщений 401 страница 407 из 407

1

Приветствую

Вчера случилось мне прочитать "Везунчика" Олега Бубелы. Слышал об авторе много, решил, наконец, собственное мнение составить – нашел в записях одного из своих СИ-френдов ссылку, сходил, впечатлился.

Есть книга сия на Самиздате, находится она с негодованием у джентльменов; так что ссылку приводить не стану.
Не ради того, чтобы читатели мои гуглили, а ради того, чтобы любимый сайт не засудили за распространение детской порнографии.

На первый взгляд, высказывание хоть и хлесткое -- "Остро, по-заграничному" (с) Теоден, -- но определенно несправедливое. Потому как в тексте Олега Николаевича есть несомненные находки, достойные слова доброго. В смысле -- незлого и тихого.

Увы мне! Вещей, достойных слова злого и громкого, там, по скромному моему отрицательному мнению, несколько больше.

Однако ведомо мне учинилось, что имеет Олег Николаевич верных поклонников, почитателей и продолжателей. И чтобы избегнуть напрасных смертей прежалостных от удара оных тыквами в потолок, равно же и для сбережения драгоценной пуканиевой тяги (мало ли какие еще спутники в тихоокеанскую группировку подадутся, мало ли чего еще спасать придется -- тут и скромные 0,1G пригодятся), выкладывать подробности, могущие раскрыть интригу текста и лишить удовольствия от прочтения нетленного шедевра –
стану под скрытым текстом.

РИАЛЬНЕ МНОГА БУКАФ!  ВАС  ПРЕДУПРЕДИЛИ!

Будем говорить обо всем открыто и гласно; а уж читатель не дурак и примерно нас рассудить способен. Тем паче, что особенностей текста немного и оценить их нетрудно.

Сначала о хорошем

Автор "Везунчика" действительно умеет пользоваться психологией. У него получились в самом деле живые герои второго плана и персонажи. Они не просто выражаются языком, подобранным под расу, общественное положение, возраст -- все куда глубже. Они ведут себя в соответствии с архетипами. Действуют, плетут интриги, пытаются подставить героя, искренне благодарят его, вполне натурально умалчивают об очевидных всем (кроме героя, иже суть попаданец) вещам -- отчего рождаются немедленно же новые – обоснованные! Как приятно, шерт поеб… побьери! --  приключения, и так далее.

Автор "Везунчика" отнюдь не пугается действия. Это не так просто, как может показаться. Часто встречаются тексты, где видно, как автору тяжко убивать выпестованного персонажа либо героя второго плана. В тексте про Везунчика нет лишних смертей -- ради картона -- но вот обоснованные смерти совсем не задерживаются. «Не, Моня! Вдовой взял, вдовой и оставишь!»

Две главные особенности -- постоянная рубка, война, смерть всегда рядом. Плюс рядом множество других людей – других не наклейками, не ярлычками, а поступками.

"Они что-то замышляют! Тебе страшно?  Мне - да!" 

Эти-то особенности и создают непередаваемый образ варварского Приграничья.  Где в самом деле каждый день можно ждать клинка в спину; где верная дружба -- действительно редкость, а не встречается на второй же странице просто потому что на третьей должна быть сеча, а герой все еще одиночка -- все это в сумме создает очень цельный, весьма достоверный образ.

И снова -- так чего ж так сурово? Мало, очень мало авторов, владеющих психологией и композицией текста на уровне Олега Николаевича.

А вот отчего.

Текст чудовищно, непредставимо, необозримо затянут. Романисты склада Бальзака или Гюго, или Мопассана с их пятистраничными описаниями будуара героини (не шутка!) или  с расходом 1000 знаков на описание входной двери -- не какой-то сюжетной входной двери, пред коей герой сражен бысть, а каждой, которую глазами героя видит читатель -- так вот, все эти напыщенные французы могли бы покурить в коридоре, коли б не вертелись в гробах, обеспечивая до 80% всех электрических мощностей Прекрасной Франции. (А Вы что, до сих пор верите, что у них там все на АЭС держится? Упс...)

Но, наверное,  в столь огромном объеме автор чувствует себя вольготно? Верно, нет у него проблемы с рассказом интересных историй, верно, не сжат он микроформатом в 400 КБ на книгу? И то сказать -- первый текст 834КВ, второй более 1100КВ, дальше вечер закончился, пришлось спать ложиться. Сколько же событий можно тут разместить, сколько судеб показать! Симонов запаковал трилогию «Живые и мертвые» в 1500КВ. Громадина «Тихого Дона» - 3000 КВ. И поместились в эти 75 авторских листов судьбы ста действующих лиц (список есть на Википедии, если что), да немерянного числа персонажей эпизодических, упомянутых колорита и фона для. В первых ДВУХ книгах «Везунчика» объем порядка 1900КВ, это ж сколько можно показать! А сколько поместится шуток, удачных слов, метких фраз, чеканных абзацев, достойных запоминания с первого чтения?

Сколько?
Так вот, первое мое обвинение – вспомнить нечего. Ладно, я понимаю, у нас тут только средневековье, только хардкор. Этакий, понимаешь, Корнев-Круз, «Лед-Пограничье» в фентези-антураже. Тут, понимаешь, не до шлифовки метких фраз, не до игры в слова. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
Хемингуэй тоже писал простыми словами: был, взял, вошел, закрыл дверь. «Я пошел к себе в отель под дождем». «Столько хороших картин к дерьмовой матери без всякого смысла» «Мы очень сожалеем, мистер Том». «Земля плыла?»
Недлинные фразы. Простой словарный запас. Прямые назывные глаголы, для действия сто синонимов не применяется. Но впечатление весьма сильное.
В чем же разница?
Хэмингуэй передает опыт. Чувственный или умственный, вопрос второй. В чем-то свой, в чем-то заимствованный, но реальный. Автор «Везунчика» просто описывает действия героя – многословно, неряшливо, не пытаясь усилить звучание фразы, не пытаясь выкинуть повторы как в тексте, так и в мыслях. Даже не пытаясь на уровне композиции просмотреть ветку, наметить там несколько ключевых точек и описывать именно их. А что, чем больше объем, тем дольше по времени читатель будет получать кайф. Первая схватка… вторая… третья… Даже в реальности рано или поздно человек ПРИВЫКНЕТ к боям. Хочет или не хочет, стремится или не стремится. Адаптация – фундаментально свойство психики, причем не только человеческой, а млекопитающих вообще. Но автор «Везунчика» упорно описывает каждый день и каждый бой, довольно мало отличающиеся от соседних. В годы того же Бальзака подобный подход весьма ценился при написании «путевых романов», для коротания времени в тогдашних дормезах. По скромному моему мнению, сейчас такое количество информации оправданно только в этнографических текстах, задача которых бережно передать исчезающую культуру (Как тот же Тихий Дон), а не в художественных текстах, цель которых – передать читателю…

Передать читателю – ЧТО?

Хрен с ним, с корявым языком. Сам-то я и похуже высказываюсь, мне ли возмущаться. Хрен с ней, с затянутостью романа. Толкиен вон описал обычнейший турпоход. По категории сплавщиков или альпинистов -- вообще ни о чем. Ни одного крюка не забили, ни одного сифона, ни одного переката. Может, автор «Везунчика» эпического размаха холст грунтует, на коем мысль его воссияет в блеске… томе так в десятом, примерно. Вот есть же у Бубелы психология, есть же ощущение Приграничья.

А послания нету.

Давным-давно огорчил меня сам великий и ужасный Dormiens: во имя чего ломал он любимых наших героев? Во имя чего «wasterland», о чем «Человеческое, слишком человеческое»?
Так то, простите, был Dormiens. В 675КВ уложился, душу вывернул, вытр… вытряс, скажем так, и высушил. Ни слова лишнего, ни всхлипа, ни абзаца водянистого. Может, не понял я его, может, не полюбил. Но уважать однозначно согласен.

А Бубелу я читал-читал, читал-читал… спать ушел… а где ж та кульминация, так и не дождался.

Это второе неприятное.
Для передачи важного опыта или чувства, чем только можно оправдать затянутость повествования, слабость языка -- любые иные огрехи, простительные очевидцу или участнику событий – текст слишком синтетический. Говоря проще – высосан из пальца чуть более, чем полностью. Выдуманные люди, выдуманные проблемы.

Для развлечения читателя, чем бы можно оправдать полностью выдуманное происхождение и откровенного МартиСью героя, что даже в заголовок вынесено – текст откровенно слабо написан. Много воды, длиннот, практически нет метких слов, достойных запоминания фраз, душевных пейзажей, драматических моментов.

Если текст не для передачи послания от автора к читателю, если текст и не для развлечения читателя – то он, получается, для развлечения автора.
И эта маленькая отрицательная деталь в моих глазах перевешивает напрочь все действительно хорошие находки «Везунчика».

Ну, а читать либо не читать, решайте сами. Мое мнение – всего лишь мнение; если об этом тексте есть мнения другие, хотел бы услышать.

+18

401

Сейчас с большим интересом читаю серию "Лихие 90-е" Авторов несколько, но ощущение что пишет один человек. По проде в день к нескольким произведениям. )))

dfсегодня в 09:50#
Мне вот тут подумалось. Сейчас как то резко российская литература присела на реализм. Темныйкот, например, предложил, -"а давайте писать порл девочек бегающих по морю и воюющих с глубинными как будто всё взаправду". И так это интересно читать стало...
Тут мы имеем нечто из того же ряда. ПРАВДИВО описанное время которое мы хорошо помним. Да, тут есть огромный сводный симфонический оркестр в виде послезнания, жизненного опыта взрослого человека и навыков полученных ОПОСЛЯ (как в древней хохме ("еврей говорит, - мне б такой умище, как у русских "опосля"))

А такой отклик у читателей, потому что кто же из нас не не проигрывал в голове "как я бы сделал, если б знал". Но не только. Мы сейчас имеем дело с группой авторов совместно (как мне кажется) анализирующих процессы в обществе, и выдающих результат в доступной форме. Который мы можем применять в текущей жизни. Если хватит мозгов.

Спасибо автору

0

402

Шофёр. Назад в СССР
Артём Март

Графомания.

0

403

df
Так есть же на АТ школа "продаж книг" (или как там они себя называют), где учат писать книги гнать халтуру и раскручивать ее. И если "боярка" уже была, они только подключились, то вот массовый засыл дрянных попаданцев в поздний псевдо-СССР- это дело их рук. Так что, моржет и не один человек, но одна "школа".
С год назад был же настоящий шит-шторм на АТ на тему того, что эти продажники загадили весь АТ своими высерами и нормальных книг за этим валом стало не видно.
Я не утверждаю, что все плохое- от них. Нет конечно. Но весомый количественный вклад вносят.
PS
Навскидку: вот один из этих (не все из них скрываются- этот открыто признавался, выступал в защиту графоманского конвеера):
https://author.today/u/tonganets/works

Отредактировано Arantis (08-10-2023 21:00:04)

+1

404

Захотелось вдруг перечитать.Прямо луч света в тёмном царстве зависимости от чтения. Жаль что прод нет с 17го года. Классно написано.
http://samlib.ru/c/chipowa_k_d/nehaking.shtml

Отредактировано df (24-02-2024 21:56:53)

0

405

df написал(а):

Захотелось вдруг перечитать.Прямо луч света в тёмном царстве зависимости от чтения. Жаль что прод нет с 17го года. Классно написано.

Сюжет, хотя бы вкратце. А то фанфиков по "Эффекта массы" по горло.

+1

406

Гость№54 написал(а):

Сюжет, хотя бы вкратце. А то фанфиков по "Эффекта массы" по горло.

Попаданка в студентку Гриссомской академии в момент захвата. Героическое превозмогание, зелёная странная биотика, Джек в роли сенсея...

0

407

Дмитрий Лифановский. Цикл "Проект ковчег". Гексалогия, завершен.

С Земли нашего времени, погибшей в ядерной войне, вместе с секретной научной базой, забитой под завязку ништяками, в 1941 год, на оккупированную территорию СССР, попадает 16 летний подросток.

Честно - я не очень люблю попаданцев в ВОВ. Тема заезжена настолько, что само направление уже стало убитым штампом. Перепеть комбашенку под промежуточного Высоцкого, да  хором с Берией и Жуковым в усы Сталина. И все это, чтоб спасти СССР. Тут всё это тоже есть - законы жанра, что уж тут. Разве что спасать придется не просто СССР, а весь мир - тот самый, который в труху в предыдущей ветке развития.

Книга подкупила искренностью и реализмом. Нет тут ногиба сверхтехнологиями и моментальных инсайдов с клепанием на коленке колонн танков. Все через труд - как ГГ, так и всей страны. Через труд и потери. Очень реалистично, живо прописаны люди - мне даже трудно назвать многих из них персонажами. Такое отношение к Великой Отечественной и героям тех лет я давно уже не встречал - разве что в книгах годов этак пятидесятых - шестидесятых, когда свежа еще была память об этой страшной войне. Автор смог написать с душой и чувством, за что ему огромное спасибо. С литературной точки зрения там не всё гладко - где-то натянуто, где-то обрезано, где-то, возможно, излишне. Но ловить этих блох у меня нет никакого желания.

+3


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.