***
-- Приказываю: расчет курса в западном поле мишеней, распределение целей по башням. Курс и распределение на экран! Уточнить циркуляции для полного хода… Вижу курс... Курс принят. Распределение целей изменить. Первая-третья: цель номер два; четвертая – цель номер один. Начало маневра через одну минуту – исполнять!
Сегодня точно что-то будет. Не зря человек всю охрану высадил на калошу обеспечения. И старшему сказал – вроде как по секрету, но какие на борту линкора могут быть секреты от аватара? Проекция – она же аватар – такая же неотъемлемая часть корабля, как башня или там двигательная группа. Глупо надеяться, что останется тайной высказанное в боевой рубке – даже шепотом.
А вот смысл высказывания – как в большинстве действий этих человечков – если даже и есть, то только для них самих. «Или грудь в крестах, или голова в кустах» -- это как? До ближайших кустов тут около мили вниз; да и там ведь не растет ничего – Черное Море от кабельтова глубины заполнено сероводородом по самое дно.
Но к чему-то человек готовится. И это что-то касается ее.
Потому что впервые за все время знакомства человек потребовал, чтобы проекция находилась рядом с ним, на правом крыле ходового мостика. До этого все приказы отдавались из глубин боевой рубки, а где шляется аватар, человек не спросил ни разу.
Сегодня командир вышел под открытое небо. И вот опять непонятно: зачем переодевался? Дождя не ожидается, прогноз хороший, барометр высоко… Нет – убрал в шкаф синюю робу, натянул все чистое, белое, железяку на бок привесил.
Может быть, командир так себе важности придает? Ведь, насколько разбиралась она в званиях, назначенец по меркам людей молод, и звание всего лишь – лейтенант.
***
-- Всего лишь лейтенант… Он справится?
-- Товарищ адмирал флота! Я, как командующий Краснознаменным Черноморским Флотом, несу ответственность за результаты операции. Должен ли я требовать сместить меня, если недоверие…
-- Стоп! Хватит уже тельняшку рвать. Какие все обидчивые, слова не скажи. Всех сместить – а кто вместо них служить будет? Докладывайте ход операции.
-- Лейтенант представил мне план действий. Я его одобрил полностью и распорядился все заявки на ресурсы выполнять в первую очередь. Куратор операции – Юрий Сергеевич…
-- Своего начальника пункта я помню, спасибо. Он вроде на пенсии?
-- С четыреста тридцать первого на пенсию не выходят.
-- И какова суть плана? Вон, американцы уже поджимают наш ТОФ своими туманниками. Примерно к лету… это уже месяцев девять осталось… они пригонят «Конго» с визитом вежливости. Хвастаться будут, ну и надавят на нас, не без того. В том плане, что мы тут уже новую технику освоили, а вы еще телитесь.
-- Товарищ адмирал флота, я запросил сведения об организации службы туманников на базах американского флота. И мы, и американцы воспринимаем туманников как некий черный ящик, имеющий внутри систему обработки внешних данных.
-- Так. Это так называемое ядро. Тут у всех ученых планеты мнения сходятся.
-- Американцы исходят из того, что туманники – говорящие пылесосы. Да, пылесосы эти высокой сложности, могут прикинуться разумными… умнее, по крайней мере, нигры или чечако из трущобного района. Исходя их этого, на туманники ставят офицеров низшего разбора. Неблагонадежных, нелояльных – хотя там вполне могут оказаться люди грамотные, рисковые… но невышедшие рылом. Негры, например. Или пуэрториканцы.
-- Да, я читал этот доклад. Но не поверил. Как-то очень уж глупо доверять таким людям сверхмощные системы. Корабли Туманного Флота способны причинять огромный урон. Ту же Японию их любимый мегалинкор «Ямато» снес практически в порошок; острова ведь простреливаются его калибром почти насквозь. Рейдер до сих пор не пойман. Обычным флотом – кроме трофейных туманников – ему вообще ничего сделать нельзя. А тут читаю, что единственная боеспособная часть трофеев -- штрафбат натуральный. Но при этом они уже берут под себя Индонезию, подходят к Австралии… Как понимать?
-- Американцы полагают, что могут управлять туманниками напрямую из штаба, путем постановки задачи. Связь в ходе операции не первостепенна. Пока они там ведут полицейские операции, демонстрируют флаг и все такое – вполне проходит, дури-то у туманника на целый дивизион, если не больше. Офицер у них на борту только чтобы обеспечить повиновение. В случае чего – лупить кнутом. Ну и для общественного мнения, конечно. Что, значит, все под контролем, роботы но пасаран…
-- Венсеремос! Видите, я тоже кое-какие слова знаю. Продолжайте.
-- Мы же исходим из того, что туманники – разумные существа. Наш план – не дрессировка, а вербовка. Дольше, зато надежней. В основу плана мы кладем тезис, что туманники – первая волна инопланетного вторжения. Поэтому они появились одновременно по всей планете. И что все их аватары – девушки не старше двадцати пяти – это результат исследования инопланетянами виртуального мира.
-- А ведь правда, логично же! Вот прилетели мы на планету Торманс в звездолете «Темное Пламя». Висим на орбите, сканируем каналы. И что видим? В интернете восемьдесят процентов порнухи, а девятнадцать процентов – запреты Торманс-ком-надзора, касающиеся все той же порнухи. И только один процент – совокупное знание человечества… Да. Я так понимаю, образцы аватаров они выбрали по популярности?
-- Может, синтезировали некий средний образ. В документах не отражено.
-- Ничего, я своему научруку накручу хвост. Это ж только представить, если бы вся планета фанатела за Гойко Митичем – все проекции кораблей выглядели бы как этот балканский индеец.
-- Хорошо, товарищ адмирал флота, что вся планета не фанатеет за Элтоном Джоном.
-- А Мусоргский бухал... И это весь план?
-- В целом да. Мы думаем, что аватары общую цель знать не могут – они застрельщики, первая волна. Кто же таким доверит цель операции? И, в общем, это работает. У нас куча пленных, у американцев куча пленных, у французов там, прочих шведов что-то есть. А достоверной информации как не было, так и нет. А почему нет? А потому, что сами десантники свою цель не знают. Не сообщили в целях неразглашения в плену. Отсюда, товарищ адмирал флота, простой вывод: им некого предавать. Это для вербовки едва ли не самое важное.
-- Стоп. Значит, получается, нам надо не только уговорить принцессу… Но и убедить общественное мнение, что вот эти, грубо говоря, пленные эсэсовки, на совести которых наши приморские города – теперь свои?
-- Да. К счастью для нас и для них – берега Туманный Флот почти не обстреливал. Несколько случайных бомбардировок, несколько исключений – как тот же Таганрог или Кронштадт, но в целом они ходили на больших глубинах, как и сейчас.
-- Плохо. Но что делать. Был бы результат… Потому что вы сказали про первую волну вторжения – значит, будет и вторая?
-- Ученые говорят, что вторая волна – это какие-нибудь летучие гады.
-- Тоже, как туманники – неломаемые, несбиваемые?
-- Иначе нет смысла их посылать.
-- Ну да. Очень реалистичный сценарий. Прилетят инопланетяне и нас урегулируют.
-- У нас тут фантастика, товарищ адмирал флота. Мы все делаем сами.
-- И как бороться будем с этими летучими лаптями? Зенитными василисками? Штурмовыми ведьмами?
-- У вас кто их смотрит?
-- Внуки. Не отвлекайтесь, адмирал.
-- Доклад закончен.
-- М-да… Ну ладно, подчиненные нас не видят, можно побыть немного умными. Времени вам на все виляния хвостом – до весны. Если контакта не будет, считаем туманников пылесосами, действуем соответственно.
-- А если они все-таки прикидываются разумными?
-- Адмирал, вы свою Тамару Петровну всегда понимаете? Или это не вы плакались на прошлогоднем восьмом марта, что женщины с другой планеты прилетели? Но вы же с ней находите общий язык? Короче: если что-то выглядит как разумное существо, ведет себя как разумное существо – оно считается разумным существом. Действуем соответственно: как с союзником.
-- И генштаб нам это позволит? Наши соревнуются прежде всего с янки, а насколько я помню, их политическое руководство дальновидностью не отличалось. Прикажут кнутом лупить, и плевать, что там, возможно, реальный контакт с иным разумом.
-- У американцев есть пословица – зеркало национального характера. «Аэродинамику придумали те, кто не умеет делать хорошие моторы». Мы не так сильны, как штаты – но в данном случае нам это на руку. Мы занимаемся именно что аэродинамикой, пусть и вынужденно. Зато итоговый результат окажется чище. Гм… Да, надеюсь, что чище.
Что же до нашего политического руководства, так ведь не министру и не замминистра в случае чего придется гореть на палубах или задыхаться в отсеках затонувшей лодки. До войны адмиралы отсиживались в кабинетах, а теперь-то сами знаете. Мы никого послать в бой не сможем, нам придется – вести. Прямо так – на мостике, брызги в морду.
***
Брызги до правого крыла не долетают, но вообще бурун высокий, роскошный. Линейный корабль Тумана «Джулио Чезаре», он же линейный корабль Краснознаменного Черноморского Флота «Новороссийск» -- режет волну полным ходом. А у линейного корабля тумана полный ход как не у всякого ракетного катера – пятьдесят узлов. Меньше, чем сто километров за час – но ненамного меньше. На мостике как будто летят над водой две фигуры. Слева у консоли с экраном -- парень в белой лейтенантской парадке, всех примет – упрямый широкий лоб да квадратный силуэт. Справа от него девушка – волосы светло-русые, черты лица правильные, фигура точеная, костюм кремового цвета с погончиками, нагрудными кармашками; юбка чуть ниже колена, туфли в цвет костюма.
-- Я на флот вот за этим ощущением пришел, -- говорит парень. – Ветер в лицо, пена крыльями… как будто летишь над водой. На катерах так оно и было… Юлия, ты можешь и дальше прикидываться роботом. Ты ведь любишь то же самое: скорость, красоту залпа, открытый горизонт впереди. Ты в базу возвращаешься всегда на сорок шесть секунд медленнее, чем выходишь, хотя выходить при твоей осадке сложнее.
До маневра одна минута ровно. Сегодня у тебя хороший шанс выкинуть меня за борт на циркуляции, я видел, какой ты в расчете заложила крен. И потом делать точно так со всеми новыми капитанами. Пока не превратишься в пугало и палача. Но ты корабль тумана, вряд ли это тебя огорчит. Скорее, напротив: ведь пугать и карать ты будешь нас, людей.
Я предлагаю второй путь. Идем с нами, ты нам подходишь. Кроме техобслуживания, активной массы и прочего такого, ты получишь нас – весь мир. Наши ученые предполагают, что ваши аватары еще только развиваются, поэтому штатовцы и считают вас роботами. Если так, то чем больше и разнообразнее мы будем общаться, тем лучше в итоге будет ваше мышление. А общаться лучше с союзником. Хотя бы – не с врагом!
Но это – предположения. Достоверно мы не знаем ничего.
Мы не знаем, кто ты. Чего хочешь ты, чего хочет весь твой Туманный Флот. Если ты не хочешь предавать своих и стрелять в своих – для начала хватит, чтобы ты не стреляла в нас. Это все можно решить, если ты согласишься разговаривать!
Решайся -- до маневра десять секунд.
***
Десять секунд.
Вот – человек. Убить его намного проще, чем он полагает. Возиться, выкидывать за борт – зачем? Достаточно немного придержать человечка проекцией за нежное горло.
Но -- что потом? Ядерный гриб, как с «Бисмарком», или полное отключение ядра и пытка пустотой – как с «Вэллиентом»? За два месяца полной сенсорной изоляции ядро «Вэллиента» сошло с ума, свернуло пространство, исчезло из наблюдаемой Вселенной…
…Назначат второго капитана, затем, вероятно, третьего. Расчет показывает, что четвертого уже не будет. Ядро отключат и поместят в стазис, корабль без ядра осыплется горкой безвредной нанитовой пыли.
Пять секунд.
Согласиться – и ловить таких же туманников. Других достойных целей тут на всей планете нет. Интересно. Картин гибели отказников припоминается сразу несколько. А стоит подумать о возможном согласии – мозг как будто выключается. Белый шум.
Не знаешь, что делать – не делай ничего.
***
-- Ничего не вышло, дед. Стоял я как дурень во всем белом. Чего ухмыляешься, обидно же!
-- Никакая порядочная девушка с первого раза не соглашается.
-- Кроме шуток, дед. Ты полагаешь, эти облака нанохоботов моделируют не только внешность по шаблону, но еще и психологию? Это вообще возможно? Чтобы выделить конкретно гены, которые отвечают за ехидность, вредность, сентиментальность, мужественность, гордость или там трусость?
-- Надо младшему позвонить. Он же теперь программист. Поставим задачу: надо смоделировать в компьютерной игрушке сугубо женских и сугубо мужских персонажей. Пусть алгоритмизирует различие.
-- А если это вообще невозможно?
-- Ну, ты ж помнишь, как в мемуарах профессора Капицы. «Мы, физики, знаем, что вот этакую штуку сделать невозможно. Но инженерам не сообщаем, а просто говорим, дескать, надо то и то. Глядишь – сделали. А мы потом головы ломаем –как?!»
-- Видно, адмирал тоже Капицу читал. И дал мне в плечи ровно такую задачу… Дед, твой Чирок случаем не интель? Для адмирала он не слишком умный?
Дед не отвечает. Поднимается, подходит к печке, лязгает дверкой. Гремит уроненным поленом. Говорит, не оборачиваясь:
-- Не бойся стука в окно – это ко мне. Это северный ветер – мы у него в ладонях.
Внук только плечами пожимает: и не поспоришь. Северный ветер набирает разбег от Курска и Орла, и до самого Таганрога крупных препятствий не видит. Что ему одинокий домик на краю моря, на краю бывшей улицы Мира!
-- Дед, вот ты сюда переехал… Если выпало в империи родиться, надо жить в глухой провинции у моря?
Старый моряк вынимает из буфета маленькую бутылочку прозрачного самогона и две стопочки. Плов сегодня не варил: не узнал заблаговременно, что внук приедет. Лучше мороженое мясо, чем безвкусный плов.
-- Если выпало в империи родиться… -- дед ставит тарелки, насыпает мясную стружку, посреди стола помещает флакончик, со стуком утверждает на положенных местах стопки:
-- Надо этим, хлопчики, гордиться! Вот у тебя что есть? Дом. Родители. С батькой когда помиришься, остопиз.. долбоклюй? Смотри, осень прошла. Зима. Вы сейчас в Черном?
-- Средиземку пашем, чтобы тут со льдом не возиться.
-- А интели втирали, что после ядерной войны будет потепление... Сколько по Туманному Флоту применяли спецзарядов?
-- Так все мелочь, килотонники. И что сделаешь, если туманников больше ничего не берет?
-- Вот. За тобой есть система. Научники там головы ломают. Вирус же придумали вот. На Урале в секретных бункерах тысячи центрифуг нарабатывают оружейный уран. Ты бы эти ряды крутящихся банок видел! Словами это не передать! Люди обученные собирают эти самые спецзаряды. Аналитики перекапывают бумаги – от монографий Зелинского и Бехтерева по структуре мозга – до фантастических романов.
-- Да прям. Особенно японские мультики в этом плане благодатный материал для анализа.
-- Японскому аниме я начал верить, когда мы пришли в Галвестон. Я тогда еще не на пункте служил, а у Чирка в экипаже. Ну и молодой же был, смотрел чего-то там про волков… Там действие начинается в таком, знаешь, городе под куполом. Ну, чистая фантастика, все про серебристые купола писали, по поводу и без. А там вот, недалеко от Хьюстона – ага, тот самый «Хьюстон, у нас проблема» -- вот, неподалеку, над городком тысячи на две домов… у нас тут станицы больше… возводят, понимаешь, именно что такой вот купол. Говорят, ураганы их заколебали. Они прикинули, что дешевле купол из поликарбоната, чем каждый год дома вылавливать из Чесапика… -- дед разливает самогонку.
-- Вздрогнем!... Вот и я так вздрогнул. Как-то не было у меня в голове связи между мультиками вообще, не только японскими – и реальными событиями. А тут я внезапно увидел, что игрушки-то игрушками, а вопросы в своих мультиках японцы задают куда как правильные.
-- Только ответов не дают. Смотришь-смотришь, вроде даже понимать начинаешь… И тут концовка – левая нога хрясь, пополам! Правая нога – хрясь, пополам. Средняя нога…
-- Ты закусывай, закусывай. Ты ж не смотрел это все, кричал, что «кетайское порно» тебя не интересует. Что поменялось?
-- Так это… Верка смотрела.
-- А где, кстати, теперь Верка?
-- А как с младшим. Моряк – значит, скоро потопят. Да тут еще с куклами работаю. В общем, уже… да, уже четвертый месяц глухо. Я так думаю – все… Младший там отношения не наладил?
-- Заделался программером, стал бабки рубить приличные. Великий спрос на беспилотную технику потому что, а по причине угрозы от флота Тумана -- на водоплавающих роботов спрос еще больше. Он же и моряк с полным курсом воентеха, и программер в одном флаконе, все у него стало хорошо. Ну и девки набежали, перспективный, молодой, холостой. Так вы ж оба в батьку. Как упретесь, так и все. «Не знаю я никакой Наташки», и абзац. Мать с тетей Леной теперь и не здоровается… А тут еще ты, слоняра.
-- А че сразу я?
-- А когда с отцом помиришься? Тебя от куклы твоей отличает что? От-но-ше-ни-я! Связи! Со мной, с батькой, с доками, с эскадрой. У них вон и ядро есть, и такие они все неуязвимые, а толку? Не ты у них, они у тебя под кнутом ходят. Ты спрашивал, чего адмиралы такие непривычно умные? Так все дурни за войну отставлены, разжалованы, а кого и по закону военного времени вывели в чисто поле, прислонили спиной к стенке и убили выстрелом в затылок!
-- Это кого же?
-- Да был тут комфлота… Без буксиров на «Чабаненко» швартовался. Пирс разворотил, ясное дело. И за свои рога зампотыла наказал – типа, тот пирс непрочно построил.
-- Так его и правда…?
-- Кровавая гэбня не шутит… Вздрогнем!
-- Тут блин безо всякой стопки вздрогнешь. Ладно, дед. Стас в машине заждался уже. Что мне делать?
-- А ты сколько раз предложение повторял?
-- Четыре.
-- До пятнадцатого января повтори еще несколько раз. Грузи ее чем хочешь. Ниточки тяни. Тут только надеяться можно, что какая-то сработает, рассчитывать нельзя. А потом забудь. Видно, неправ я, старый корч, оказался. Зря, блин, в сказки верил.
-- А почему именно пятнадцатое, дед?
Старик поднимается, аккуратно составляет посуду друг на друга, несет в раковину. Говорит, не оборачиваясь:
-- Обратный отсчет от визита заклятых друзей. К их приходу надо что-то предъявить. Иначе они смекнут, что мы своими трофеями не рулим. А ноги на стол положить, зачморить оппонента, почуяв слабину – это у политиков спорт на всех уровнях, от хижины вождя до Овального кабинета. Ну вот, их приход – начало июня. За весну надо же что-то подготовить. Ну и до весны полтора месяца – запас по времени. Придется новую тактику выдумывать, раз эта не сработала.
Внук хмурится, натягивает шинель. Нахлобучивает шапку, привычно выравнивает кокарду. Щелкает каблуками, направляется к двери. Несколько мгновений думает; потом, так ничего и не сказав, открывает двери.
За дверью снег и метель; за дверью северный ветер.
***
Отредактировано КоТ Гомель (22-03-2016 02:26:39)