Автор.тудей - статьи - Андрей Сомов - Правила демиурга
https://author.today/post/126822
Правила демиурга
Несколько правил, которых, имхо, стоит придерживаться при создании вымышленных миров.
0. Мир – это важно.
Многие заметят, что сюжет и персонажи важнее мира. Ведь читатель скорее обратит внимание на идиотских, унылых и скучных персонажей да такой же сюжет, чем на аналогично плохой мир. И будут, в общем-то, правы. Дела обстоят действительно так. Но я в данном вопросе предпочитаю идти от обратного. Не отсутствие чего сделает произведение хуже, а наличие чего сделает его лучше. В конце концов, всегда надо стремиться к совершенству. И хороший интересный мир добавит вашему произведению не меньше очков популярности, чем хорошие интересные персонажи и сюжет. Имхо, в идеальной истории должен быть баланс между интересным миром, интересным сюжетом и интересными персонажами (если что, речь идет именно об истории, форма – стилистика, постановка, композиция – идут отдельной статьей расходов).
Взять, например, Гарри Поттера. Если убрать из него всю магию: Хогвартс, волшебные палочки, Косой переулок, квиддич и прочее, прочее – останется ли это хорошей историей? Безусловно. Но станет ли она куда менее интересной? Думаю, наверняка.
1. Просто добавь свежести.
Чтобы мир был интересным, читателя в нем должно ждать что-то, чего он еще не видел сотни раз. Что-то, что сделает его изучение удивительным. Сделает, собственно, интересным. И для этого вовсе необязательно проделывать какую-то глобальную работу по проработке сеттинга. Зачастую достаточно буквально капли свежести. Чуть иного взгляда, чуть иного подхода. Нужен древний мудрый лесной народ, владеющий тайными знаниями? Возьми не классических германских эльфов. Возьми чудь – белоглазых великанов из славянского фольклора. Нужна воинственная дикая раса? Не бери опостылевших всем орков. Возьми мусульманских злобных ифритов. И вот читателя уже ждет что-то более интересное и необычное.
Это лишь самый первый шаг, самое элементарное, что можно сделать, но это уже что-то. Это позволит начать смотреть на привычные вещи под чуть иным углом. Главное не останавливаться и идти дальше по Пути Свежести.
2. Дьявол в деталях.
Есть такая вещь, как «подавление недоверия». Читатель хочет поверить в вашу историю, он погружается в повествование, и за счет этого прощает произведению неизбежные нереалистичные моменты, которые есть всегда (взять хотя бы всем известный «иммунитет протагониста», из-за которого тот не может просто так взять и погибнуть в начале книги, хотя в реальности он бы точно помер).
Но всякие мелкие несостыковки, неправдоподобности и фактические ошибки прекрасно умеют разбивать эту иллюзию и вырывать читателя из погружения. И тогда вся магия куда-то улетучивается. По фразе Эурона Грейджоя «Постройте мне тысячу кораблей!», например, только ленивый не проехался.
Потому необходимо постоянно перепроверять себя, изучать матчасть, и задавать самому себе вопросы о том, как должно выглядеть в реальности, на практике описанное вами.
3. А Бог в мелочах.
Популярный сорт пива, модный нынче у знати узор, местные афоризмы, детские сказки да страшилки… Легкие штрихи тут и там, характерные фишки вселенной. Они кажутся незначительными, но на деле для мира произведения они как соль для блюда. Такие мелочи придают выдуманным мирам свой характерный почерк, делают их насыщенными, даже более реалистичными, и старательно погружают в него читателя. Способствуют тому самому подавлению недоверия у него. Едва ли вы вспомните какую-то интересную Вселенную, в которой не было бы таких не особо нужных, но запоминающихся особенностей.
4. Все связанно.
Мир – это не просто набор разрозненных фактов о нем. Если вы только не пишите намеренно абсурд, то ваш мир будет представлять из себя единую систему. И если в ней будут противоречия – иллюзия разрушится, читатель потеряет веру в вашу историю. А это всегда чревато.
Так что приходится все время думать, а как эта составляющая моей Вселенной влияет на все остальные? Что ее добавление изменит? А что случится, если убрать этот элемент? Распространенная телепортация уничтожит «разбойников с большой дороги» как явление, поднимет на новый уровень торговлю и здорово улучшит экономику. И в тоже время война из лобового столкновения двух армий превратится в сплошную череду диверсий.
5. Камень-ножницы-бумага.
Мир – тоже участник вашей истории. Такой же полноправный, как и ваши герои. Мир формирует персонажей такими, какие они есть. Персонажи, исходя из свой личностей, совершают поступки, которые сплетаются в сюжет произведения. Последствия событий, из которых состоит сюжет, меняют мир вокруг персонажей. В доме, который построил Джек. А изменившийся мир уже по-новому влияет на населяющих его персонажей. Мир-персонажи-сюжет. Камень-ножницы-бумага. Это замкнутая система, о которой все время надо помнить, чтобы ваш мир оставался на своем месте в истории.
6. Все украдено уже до нас.
Мы физически не можем придумать что-то совершенно новое. Так уж устроен наш мозг. Он способе лишь использовать уже имеющуюся в нем информацию и пересобирать ее подобно конструктору. Так что, чтобы вы не придумали – отдавайте себе отчет в том, что что-то похожее уже было. И с этим вы ничего не сможете поделать. Все что вы можете – не обращать на это внимание и следовать первому правилу. Ведь фишка не в том, чтобы создать что-то новое, а в том, чтобы создать что-то свое.
7. Мир тоже может говорить.
Истории можно рассказывать множеством разных способов. Через личности героев, их прошлое, их характеры, их внутренние конфликты. Через сюжет, события из которых он состоит, конфликты, которые его порождают, изменения, которые порождает он. А можно и через мир. Через его устройство, правила, историю и множество деталей, что его пронизывает. Он может дополнять, оттенять или вовсе вносить дополнительные смыслы в происходящее. И совершенно точно не стоит пренебрегать этим способом повествования.
8. Мир не стоит на месте.
Это может показаться неочевидным или наоборот слишком очевидным, но – мир не вертится вокруг ваших персонажей. Он был до их появления и будет после их исчезновения (хотя, конечно, есть исключения, подтверждающие правила). И когда ваши герои бездействуют – мир вокруг не замирает. Это необязательно должно быть важно для истории и присутствовать в произведении, да. Но автору точно стоит забывать об этом, если он хочет, чтобы его история был правдоподобной.
9. Помни об оттенках.
Очень, ну прям ОЧЕНЬ мало в мире абсолютно монотонных и/или монолитных вещей. В пустыне тоже есть жизнь. В вакууме все равно остается мизер материи. В теократическом государстве по любому будут еретики, а в тоталитарном – оппозиция. Так что, как бы просто не было раскрасить что-либо одним цветом – всегда помни об оттенках.
10. Лишь бы тебе было интересно.
Главный критерий хорошей истории – насколько она интересна. Так что всегда пишите и придумывайте то, что прежде всего интересно лично вам. Хотите писать ЛитРПГ? Бог вам судья, конечно, но вперед! Но умоляю, напишите для него такой мир, чтобы вам самим было интересно о нем почитать.