Фаджар Прасетьо заявил, что ввиду отказа от приобретения Су-35, закупочные планы ВВС Индонезии сократились до двух типов истребителей, а именно Dassault Rafale из Франции и Boeing F-15EX из США.
Ранее сообщалось, что ВВС Индонезии планируют приобрести 36 истребителей Dassault Rafale и восемь Boeing F-15EX, причем поставки последних возможны с 2027 года. Что касается Rafale, то в июне 2021 года военными ведомствами Франции и Индонезии было подписано соглашение о намерениях (Letter of Intent - LoI) относительно закупки Индонезией 36 французских истребителей Rafale новой постройки, с планами заключить твердый контракт к концу 2022 года. Однако основной проблемой на пути сделки остается недостаток финансовых ресурсов у индонезийской стороны, ввиду чего Индонезия добивается от Франции широких встречных офсетных обязательств, а также предоставления льготных условий и кредитования под государственные гарантии. Сообщалось, что будто бы французская сторона готова финансировать поставку Rafale Индонезии на условиях, схожих с финансированием недавнего второго контракта на поставку 30 Rafale Египту - в счет кредитов, выделяемых консоциумом французских банков под государственные гарантии, выделенные французским казначейством и покрывающие 80% стоимости сделки. Однако перспективы такого крупного иностранного кредитования вызывают обеспокоенность финансовых органов и политическое противодействие в самой Индонезии.
Относительно закупки самолетов Су-35 напомним, что контракт на приобретение Индонезией 11 истребителей Су-35 был подписан 14 февраля 2018 года в Джакарте с АО "Рособоронэкспорт" главой центра оборонных закупок министерства обороны Индонезии Кемханом Агусом Сетяджи. Стоимость контракта составляла 1,154 млрд долл, из которых 50% (570 млн долл) планировалось покрыть встречными поставками индонезийских товаров (которые фактически должны были не доставляться в Россиию, а реализовываться на международном рынке).
Cогласно сделанным вскоре после подписания контракта 2018 года заявлениям начальника центра по связям с общественностью министерства обороны Индонезии Тоток Сугихарто, контракт должен был вступить в действие в августе 2018 года, и первые два истребителя Су-35 должны быть доставлены в Индонезию в августе 2019 года. Следующие шесть единиц должны быть доставлены к февралю 2020 года, и последние три машины должны быть поставлены в июле 2020 года.
Однако начало реализации контракта затянулось и он так и не вступил в силу. Первоначально индонезийские СМИ и официальные лица сообщали, что причиной этого было якобы то, что правительственные ведомства Индонезии не могли согласовать между собой номеклатуру товаров для встречных поставок российской стороне, ввиду чего до последнего срока вступления контракта в силу в январе 2019 года Индонезия так и не осуществила необходимых авансовых платежей. 23 января 2019 года министр обороны Индонезии Рямизард Рякуду, выступая на слушаниях в I комиссии (оборона, внешняя политика и информация) Совета народных представителей парламента Индонезии, заявил, что реализация контракта на поставку Индонезии истребителей Су-35 не сможет быть осуществлена в 2019 году.
Фактически, видимо, главной причиной отказа Индонезии в реализации контракта было давление со стороны США и опасения американских санкций в соответствии с известным американским законом CAATSA. 12 марта 2020 года агентство Bloomberg сообщило, что под давлением США правительство Индонезии отказалось от закупки Су-35 в России.
Вскоре после этого в марте 2020 года в материале небезызвестного журналиста Ивана Сафронова утверждалось, что российские власти не получали официального уведомления от Индонезии об аннулировании контракта на истребители Су-35. Однако в августе 2020 года во время посещения Министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ - филиала ПАО «Компания «Сухой» в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) стало известно, что производство самолетов Су-35 для Индонезии не значится в производственном плане предприятия на 2020-2024 годы, что засвидетельствовало, что индонезийский контракт мертв.
Следует отметить, что, видимо, под вопросом остается и реализация контракта на поставку истребителей Су-35 для ВВС Египта, заключенного в 2018 году, предположительно, на 30 истребителей. Поставки самолетов по нему, как считается, должны были производиться в 2020-2021 годах, однако, по известным данным, до настоящего времени ни одного Су-35 фактически в Египет поставлено не было, и хотя, похоже, по данному контракту КнААЗ были изготовлены вcе или почти все заказанные 30 самолетов, однако все они находятся на хранении либо на территории КнААЗ, либо в Жуковском. Можно сделать вывод, что египетский контракт также "подвиc" ввиду угрозы задействования против Египта американский санкций по CAATSA.