NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.


Рецензии на прочитанное.

Сообщений 11 страница 20 из 302

1

Приветствую

Вчера случилось мне прочитать "Везунчика" Олега Бубелы. Слышал об авторе много, решил, наконец, собственное мнение составить – нашел в записях одного из своих СИ-френдов ссылку, сходил, впечатлился.

Есть книга сия на Самиздате, находится она с негодованием у джентльменов; так что ссылку приводить не стану.
Не ради того, чтобы читатели мои гуглили, а ради того, чтобы любимый сайт не засудили за распространение детской порнографии.

На первый взгляд, высказывание хоть и хлесткое -- "Остро, по-заграничному" (с) Теоден, -- но определенно несправедливое. Потому как в тексте Олега Николаевича есть несомненные находки, достойные слова доброго. В смысле -- незлого и тихого.

Увы мне! Вещей, достойных слова злого и громкого, там, по скромному моему отрицательному мнению, несколько больше.

Однако ведомо мне учинилось, что имеет Олег Николаевич верных поклонников, почитателей и продолжателей. И чтобы избегнуть напрасных смертей прежалостных от удара оных тыквами в потолок, равно же и для сбережения драгоценной пуканиевой тяги (мало ли какие еще спутники в тихоокеанскую группировку подадутся, мало ли чего еще спасать придется -- тут и скромные 0,1G пригодятся), выкладывать подробности, могущие раскрыть интригу текста и лишить удовольствия от прочтения нетленного шедевра –
стану под скрытым текстом.

РИАЛЬНЕ МНОГА БУКАФ!  ВАС  ПРЕДУПРЕДИЛИ!

Будем говорить обо всем открыто и гласно; а уж читатель не дурак и примерно нас рассудить способен. Тем паче, что особенностей текста немного и оценить их нетрудно.

Сначала о хорошем

Автор "Везунчика" действительно умеет пользоваться психологией. У него получились в самом деле живые герои второго плана и персонажи. Они не просто выражаются языком, подобранным под расу, общественное положение, возраст -- все куда глубже. Они ведут себя в соответствии с архетипами. Действуют, плетут интриги, пытаются подставить героя, искренне благодарят его, вполне натурально умалчивают об очевидных всем (кроме героя, иже суть попаданец) вещам -- отчего рождаются немедленно же новые – обоснованные! Как приятно, шерт поеб… побьери! --  приключения, и так далее.

Автор "Везунчика" отнюдь не пугается действия. Это не так просто, как может показаться. Часто встречаются тексты, где видно, как автору тяжко убивать выпестованного персонажа либо героя второго плана. В тексте про Везунчика нет лишних смертей -- ради картона -- но вот обоснованные смерти совсем не задерживаются. «Не, Моня! Вдовой взял, вдовой и оставишь!»

Две главные особенности -- постоянная рубка, война, смерть всегда рядом. Плюс рядом множество других людей – других не наклейками, не ярлычками, а поступками.

"Они что-то замышляют! Тебе страшно?  Мне - да!" 

Эти-то особенности и создают непередаваемый образ варварского Приграничья.  Где в самом деле каждый день можно ждать клинка в спину; где верная дружба -- действительно редкость, а не встречается на второй же странице просто потому что на третьей должна быть сеча, а герой все еще одиночка -- все это в сумме создает очень цельный, весьма достоверный образ.

И снова -- так чего ж так сурово? Мало, очень мало авторов, владеющих психологией и композицией текста на уровне Олега Николаевича.

А вот отчего.

Текст чудовищно, непредставимо, необозримо затянут. Романисты склада Бальзака или Гюго, или Мопассана с их пятистраничными описаниями будуара героини (не шутка!) или  с расходом 1000 знаков на описание входной двери -- не какой-то сюжетной входной двери, пред коей герой сражен бысть, а каждой, которую глазами героя видит читатель -- так вот, все эти напыщенные французы могли бы покурить в коридоре, коли б не вертелись в гробах, обеспечивая до 80% всех электрических мощностей Прекрасной Франции. (А Вы что, до сих пор верите, что у них там все на АЭС держится? Упс...)

Но, наверное,  в столь огромном объеме автор чувствует себя вольготно? Верно, нет у него проблемы с рассказом интересных историй, верно, не сжат он микроформатом в 400 КБ на книгу? И то сказать -- первый текст 834КВ, второй более 1100КВ, дальше вечер закончился, пришлось спать ложиться. Сколько же событий можно тут разместить, сколько судеб показать! Симонов запаковал трилогию «Живые и мертвые» в 1500КВ. Громадина «Тихого Дона» - 3000 КВ. И поместились в эти 75 авторских листов судьбы ста действующих лиц (список есть на Википедии, если что), да немерянного числа персонажей эпизодических, упомянутых колорита и фона для. В первых ДВУХ книгах «Везунчика» объем порядка 1900КВ, это ж сколько можно показать! А сколько поместится шуток, удачных слов, метких фраз, чеканных абзацев, достойных запоминания с первого чтения?

Сколько?
Так вот, первое мое обвинение – вспомнить нечего. Ладно, я понимаю, у нас тут только средневековье, только хардкор. Этакий, понимаешь, Корнев-Круз, «Лед-Пограничье» в фентези-антураже. Тут, понимаешь, не до шлифовки метких фраз, не до игры в слова. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
Хемингуэй тоже писал простыми словами: был, взял, вошел, закрыл дверь. «Я пошел к себе в отель под дождем». «Столько хороших картин к дерьмовой матери без всякого смысла» «Мы очень сожалеем, мистер Том». «Земля плыла?»
Недлинные фразы. Простой словарный запас. Прямые назывные глаголы, для действия сто синонимов не применяется. Но впечатление весьма сильное.
В чем же разница?
Хэмингуэй передает опыт. Чувственный или умственный, вопрос второй. В чем-то свой, в чем-то заимствованный, но реальный. Автор «Везунчика» просто описывает действия героя – многословно, неряшливо, не пытаясь усилить звучание фразы, не пытаясь выкинуть повторы как в тексте, так и в мыслях. Даже не пытаясь на уровне композиции просмотреть ветку, наметить там несколько ключевых точек и описывать именно их. А что, чем больше объем, тем дольше по времени читатель будет получать кайф. Первая схватка… вторая… третья… Даже в реальности рано или поздно человек ПРИВЫКНЕТ к боям. Хочет или не хочет, стремится или не стремится. Адаптация – фундаментально свойство психики, причем не только человеческой, а млекопитающих вообще. Но автор «Везунчика» упорно описывает каждый день и каждый бой, довольно мало отличающиеся от соседних. В годы того же Бальзака подобный подход весьма ценился при написании «путевых романов», для коротания времени в тогдашних дормезах. По скромному моему мнению, сейчас такое количество информации оправданно только в этнографических текстах, задача которых бережно передать исчезающую культуру (Как тот же Тихий Дон), а не в художественных текстах, цель которых – передать читателю…

Передать читателю – ЧТО?

Хрен с ним, с корявым языком. Сам-то я и похуже высказываюсь, мне ли возмущаться. Хрен с ней, с затянутостью романа. Толкиен вон описал обычнейший турпоход. По категории сплавщиков или альпинистов -- вообще ни о чем. Ни одного крюка не забили, ни одного сифона, ни одного переката. Может, автор «Везунчика» эпического размаха холст грунтует, на коем мысль его воссияет в блеске… томе так в десятом, примерно. Вот есть же у Бубелы психология, есть же ощущение Приграничья.

А послания нету.

Давным-давно огорчил меня сам великий и ужасный Dormiens: во имя чего ломал он любимых наших героев? Во имя чего «wasterland», о чем «Человеческое, слишком человеческое»?
Так то, простите, был Dormiens. В 675КВ уложился, душу вывернул, вытр… вытряс, скажем так, и высушил. Ни слова лишнего, ни всхлипа, ни абзаца водянистого. Может, не понял я его, может, не полюбил. Но уважать однозначно согласен.

А Бубелу я читал-читал, читал-читал… спать ушел… а где ж та кульминация, так и не дождался.

Это второе неприятное.
Для передачи важного опыта или чувства, чем только можно оправдать затянутость повествования, слабость языка -- любые иные огрехи, простительные очевидцу или участнику событий – текст слишком синтетический. Говоря проще – высосан из пальца чуть более, чем полностью. Выдуманные люди, выдуманные проблемы.

Для развлечения читателя, чем бы можно оправдать полностью выдуманное происхождение и откровенного МартиСью героя, что даже в заголовок вынесено – текст откровенно слабо написан. Много воды, длиннот, практически нет метких слов, достойных запоминания фраз, душевных пейзажей, драматических моментов.

Если текст не для передачи послания от автора к читателю, если текст и не для развлечения читателя – то он, получается, для развлечения автора.
И эта маленькая отрицательная деталь в моих глазах перевешивает напрочь все действительно хорошие находки «Везунчика».

Ну, а читать либо не читать, решайте сами. Мое мнение – всего лишь мнение; если об этом тексте есть мнения другие, хотел бы услышать.

+11

11

Вот! Устами младенца!

0

12

С.В. Малицкий Цикл "Пепел богов" состоит из 3 романов - "Пагуба", "Юдоль" и "Треба". Я был очень приятно удивлён.
1. Фентези без осточертевшей толкиеновской жвачки на тему "эльфы-гномы-орки-гоблины". Самостоятельный, тщательно прописанный мир. Причём прописанный не в формате лекции или путеводителя - а органично.
2. Хороший язык и грамотно построенный сюжет. Причём сюжет реально захватывает - мне действительно было интересно, что там дальше. Я такого читательского интереса не испытывал с ранних книг Олди.
3. Нет однозначного деления на "светлых" и "тёмных" (ну, если не брать в расчёт уголовников разных мастей). Там у каждого - своя правда. А читатель сам должен определить - кто ему свой.
4. Самое сложное - ГлавГер развивается! В первой книге это действительно 16-летний мальчишка, а в третьей книге он уже капитально другой. Он вырос, и это чувствуется. В общем, очень приличная отечественная фентези. Рекомендую всю трилогию.
*****
А.И. Кулаков. Цикл "Рюрикова кровь". Пока вышло два романа - "Наследник" и "Великий князь". Завязка проста, как три копейки. Экстрасенс и знаток всего на свете мистическим образом переносится в тело малолетнего сына Ивана Грозного, который в реальной истории помер, но тут экстрасенс сам себя исцелил и всё заверте... Честно говоря, мне и кулаковский "Промышленник" не шибко понравился. Скажем так - очнеь не шибко. Но попаданческий жанр я люблю, а времена Ивана Грозного и непосредственно за ним (царствование Фёдора и затем годы Годунова) - очень интересное время, там много чего можно придумать. К сожалению. Кулаков опять в своём репертуаре. Его ГлавГер - это не Мерисью. это, блин, МЕРИСЬЮ стратегического назначения. Человек с энциклопедией в башке, способный на ровном месте организовать хоть выпуск зеркал, хоть производство бумаги. Про всякую чепуховину типа фрезерных станков и фарфора я уж молчу. Ну в самом деле, любезные читатели. кто из вас, попав в прошлое, не сумеет наладить производство фарфора и фаянса? Мы же все, как один, до тонкостей знаем фарфоровое производство! Ночью разбуди - в момент расскажем. Но для настоящего МЕРИСЬЮ этого недостаточно. Он, блин, ещё и экстрасенс экстра-класса. У него, блин, всё "экстра". Он чует яды на расстоянии, дистанционно диагностирует чакры, отрубает энергетические хвосты и врачует ауральные недуги. Может излечить практически любую хворь простым наложением рук. Ну, или ног, как получится. Способен ощущать ложь при допросе и гипнотизировать на счёт "раз-два". Я просто не понимаю - а что или кто может такому ГлавГеру противостоять-то? В общем, рекомендую только любителям эпохи и только ради эпохи.
*****
С.В. Жарковский "Я, Хобо: Времена смерти". Читал на Флибусте. Либо там лежит неполная или/и покоцанная версия, или...
Начал читать с удовольствием. Интересно прописанное общество космачей, шикарные диалоги с учётом развития языка, всё путём. В общем, первую половину книги проглотил взахлёб. К середине начал уставать от изобилия терминов. Я понимаю, что для космачей все эти соператоры, ЭТАЦы, БТ и прочие кафары с ЭТО и SОC-ами - повседневность. Но я-то не космач! Кое-что можно понять по контексту, но уже тогда я посетовал, что к книге не прилагается словарик. Но тут в сюжете наконец началась Главная Интрига с Большой Политикой - и мне стало не до мелких придирок. Однако последняя четверть книги попросту убила всё. Напрочь. Представьте себе, что вам подарили большой красивый бисквитный торт. А потом воткнули в серединку солёную селёдку. А потом ещё и кетчупом это дело полили. Вот и тут так же. Сначала в твёрдую НФ начали пихать всякий трэш с зомбями. И не надо мне говорить, что сли и обсли - это совсем другое дело. А потом вообще попёрла какая-то фентезийная хрень с говорящими мечами, призраками и сверхспособностями, позволяющими нашинковать оными мечами противника на орбите прямо с грунта. Более того. В хорошем театре все развешанные на стенах ружья таки должны выстрелить. А автор в последней четверти книги вместо того, что бы простреляться из развешенного арсенала, начал дополнительно крепить на стены арбалеты, томагавки и гаусс-винтовки. В результате там не то что бы некоторые сюжетные линии провисли, там вообще нет ни одной внятно завершённой сюжетной линии. Куда в конце концов летит Байно? Зачем он туда летит? Что было в "том - самом" сундуке, ради которого император строил всю Трассу? Какой-такой ультиматум поставил (если поставил) Байно императору? С кем и о чём договаривался Порохов? Почему 13-я планета была запретной? Что, блин, за призраки и судьи, откуда они все взялись и в каких взаимоотношениях состоят? как Байно попал на звездолёт, на котором он летит куда-то? Какого беса он летит не в наркауте, а примотанный к кресту? откуда на звездолёте взялась прорва слей и обслей? В общем, такого провального финала, в котором концы друг с другом не то что бы связаны плохо, а - вообще никак не связаны, я не помню со времён первого варианта "Метро" Глуховского.
*****
Иван Тропов. Цикл "Молот ведьм" состоит из 2 романов - "Шаг во тьму" и "Каратель". Собственно, весь цикл строиться на простом допущении. Ведьмы таки есть. И они действиетльно могут влиять на окружающий мир и сознание хомо сапиенсов. и для этого им действительно надо убивать. И всё. Несколько столетий тому назад ведьмы окончательно победили, уничтожив инквизицию, и убедим весь мир, что никаких ведьм нет. И с тех пор осуществляют криптоправление. Противостоят им, фактически, городские партизаны. Дальше спойлерить не буду. Просто изложу своё впечатление. Вся серия очень хороша. На 2 головы выше среднего уровня. Герой - не супермен с неподвижной нижней челюстью, а живой человек. Которому страшно. До холодного пота. Только вот отступать некуда - и он идёт на очередную ведьму и всю её свиту. С говённым пистолетиком, из которого дальше, чем за 20-30 м. стрелять - бестолку. А надо дойти и выстрелить до того, как "паучиха" залезет тебе в голову. И до того, как она натравит на тебя свою охрану, а охрана будет драться насмерть, потому что им-то мозги уже отшлифовали на совесть. Этому парню можно действительно сопереживать. Пожалуй, самый страшный момент, - это не тогда, когда ГГ крадётся в логово, а когда "паучиха" натравила на него толпу детишек из летнего лагеря... Очень жаль, что нет III книги.
*****
Джордан Р. Цикл "Колесо времени". Неплохо прописана иерархия общества, в котором магия - действующая сила. Айилы списаны с фрименов Дюны в масштабе 1:1. Тварь, пытающаяся прорваться в Мир через трещину в чём-то там - в том же масштабе срисована с Саурона. ОЧЕНЬ раздражали стервозные бабы-магички, которые пользуются своей силой направо и налево, причём преимущественно для того, что бы всячески курощать мужуков. Эдакий манифест феминизма. Прочитал 3-4 книги (давно было, уже не помню). В последней (кажется, "Возрождённый дракон") Ранд ал-Тор наконец очистил мужскую половину источника Магии, и теперь чародеи, как и чародейки, больше не будут съезжать с катушек. Дальше - надоело. Не цепляет.

Объединено администратором.

Отредактировано Сергей Олегович (04-05-2016 20:30:52)

+3

13

Mohanes
Мультипостинг - не приветствуется:)

0

14

Set Sever написал(а):

Мультипостинг - не приветствуется:)

Я, наверное, в терминах запутался. Мультипостинг - это чего такое? Я полагал, что не надо много рецензий в один пост объединять. Неправильно понял? Имеется в виду, что слишком часто выкладываю? Ну так полка с книгами сбоку от компа висит, смотрю на корешок - и вспоминаю.

0

15

Mohanes написал(а):

Я, наверное, в терминах запутался. Мультипостинг - это чего такое? Я полагал, что не надо много рецензий в один пост объединять. Неправильно понял? Имеется в виду, что слишком часто выкладываю? Ну так полка с книгами сбоку от компа висит, смотрю на корешок - и вспоминаю.

Объединяйте все в один пост и новые рецензий выделяете с названия книг
P.s
Профиль заполните.

0

16

За рецензию спасибо. Вот только

Mohanes написал(а):

Там ещё Еремей Парнов в своё время подвизался. Помните – "Последний полустанок", "Осколок Солнца", "Когда приближаются дали…"

не Парнов, а Владимир Немцов.

0

17

Самиздат скс веселенькое чтиво...

-1

18

Мимохожий Зануда написал(а):

не Парнов, а Владимир Немцов.

Точно. Миа кулпа.

Так, теперь следующая рецензия.
Игорь Николаев. Серия "Мир воды". Состоит из 3 романов: "Железный ветер", "странствия Харона" и "Триарии". Я читал на СИ, при публикации на бумаге названия могли измениться. Достаточно интеерсный опыт в альтернативной истории. Берутся два альтернативных мира, и сталкиваются лбами. При этом попаданец из нашей Реальности является, соответственно, представителем уже третьего по счёту мира. Соответственно, Мир первый - это "мир воды". Развитие цивилизации пошло по пути приоритетного освоения океанских глубин и всех богатств подводного мира. Последняя крупная война - чуть ли не в XVIII веке, мир-дружба-жвачка в разумных пределах, войны - только локальные и строго ограниченные. Для пущего форсу автор постулировал, что в "мире воды" практически не развито самолётостроение. Рулят дирижабли и вертолёты. И вот в эту идиллию вторгается мир второй. Мир, в котором у "фашистов" (там они впрямую не называются, но догадаться нетрудно) ПОЛУЧИЛОСЬ. Мир, в котором есть НАЦИЯ и её рабы. Причём, по ходу повествования становится ясно, что НАЦИИ отступать некуда от слова "совсем". Написано очень интересно, хорошим русским языком, пафос и превозмогание - строго в меру, что бы не мироточило, но таки ощущалось бы. Помимо рубилова/мочилова описываются и экономические аспекты противостояния. В общем, очень рекомендую.

Отредактировано Mohanes (05-05-2016 18:19:47)

+3

19

Р. Злотников Цикл "Генерал-Адмирал". попаданчество обычное. Трах-бабах - и ГлавГер уже в тушке великого князя Алексей Александрыча. Того самого, который сколько-то там фунтов "августейшего мяса". И заверте... Что можно занести в плюс. ГлавГер "до переноса" был крутой бизнесмен и умеет строить команду. Вообще, я несколько утомился читать про 30-летних никчемушников, которые тянут унылую лямку третьего помошника начальника отдела мерчендайзинга в супермаркете "Хренвам-Плаза", а потом бац-бабац - и сразу после переноса в век осьмнадцатый все прожжёные интриганы Двора против нашего мерчендайзера - тьфу, и Суворов встаёт от почтения, видя самого графа Мерчендайского, и все бабы к его услугам, и лишь ревнючесть Катьки (ну эта, которая на престоле) не даёт перетоптать всех кур в курятнике... Я всё никак не мог понять, а чего ж он до переноса хотя бы в начальники отдела не выбился-то? Ну, ин ладно, не об том речь. Ну, ещё к плюсам можно отнести персональную мастеровитость Злотникова - со словом он работать умеет. И... собственно всё. Дальше пойдут сплошные минусы.
Начнём с того, что генерал-адмирал в книге флотом практически не занимается. То есть вообще. Он так глубоко зарылся в создание индустриальной базы, что до собственно корабликов руки уже не доходят. Да ладно до корабликов - ему и до верфей-то дела нет. Я, как флотофил, настроившийся на пир духа, был обломлен в самых смелых ожиданиях. Пфе!!! Нет, не так - ПФЕ-Е-Е-ЕЕ-Е!!!!! А уж на этот исходный оксюморон - "генерал-адмирал, который вместо того, что бы заниматься флотом, ищет золото на Лимпопо, строит металлургические заводы на Урале и расселяет крестьян в Сибири", как на стержень детской пирамидки накручивается и всё остальное. Идея "не топить во время РЯВ японские корабли, а лишь повреждать их, что бы джапы последнюю иену на ремонт устаревшего барахла тратили" меня умиляет своей непосредственностью. А если японцы не будут чинить повреждённую "Микасу", а сразу все резервы на "Сетсу" потратят - тады чо? К той книге, которая была посвящена альтернативной IWW я уже понял, что искать тут собственно флотскую альтернативу глупо, и листал книгу в стиле "сферические эльфы против абстрактных янычаров"
Но, самое главное в реале никто генерал-адмиралу частным предпринимательством заниматься не позволил бы. Точнее не "никто", а лично Александр III. Он в детстве насмотрелся на порядки при дворе его папочки, нахлебался "сладенького" от мадам Долгоруковой и к коммерции на рабочем месте относился ОЧЕНЬ плохо. В своё время примерно за то же даже алексанлрову любимчику Витте влетело не по-детски. Да вы и сами подумайте - флот покупает конструкционную сталь на заводе, принадлежащем главе флота! Если это - не идеальная среда для попилинга, то что ещё-то нужно? В общем, этого не могло быть, потому что там нужен был бы альтернативный Александр III.
В целом - не рекомендую.

+1

20

П.В. Дмитриев Цикл "Ещё не поздно". Состоит из 5 романов. Опять попаданец, но не в тушку хроноаборигена, а живьём. Отечественный компьютерщик (не программист. как я понял, а именно "железячник") проваливается вместе с автомобилем, ноутом и кучей прибамбасов в 1964 г. Только что сняли Хрущёва, Брежнев пока не забронзовел да и вообще пока не воспринимается как единственный лидер страны, а самое главное - ещё не поздно кое-что поменять. Вот тут я с автором согласен на 101%. На мой взгляд, все точки бифуркации, когда ещё можно было свернуть с траектории, которая вела в Беловежскую пущу, СССР проскочил в 1970-х. Именно поэтому мне большинство претензий к Горбачёву представляется малость несправедливыми - ну да, не герой. Но в ситуации, когда 3 из 4 моторов уже горят, а хвост отвалился нафиг, будь ты трижды Чкаловым - на успешную посадку рассчитывать как-то странно. Ладно, вернёмся к циклу. В общем-то, в минус поставить почти что и нечего. Мне очень понравилось, что автор не играет с ГлавГером в поддавки. Вот это он не знает, вот это у него не получается, потмоу что советская промышленность вот этого не может. Вот это не получается, потому что "руки сис", а вот это - потому что современникам это нафиг не надо ("какая, к чёрту "мышка"??!! "Световое перо" - вот светлое завтра вычислительной техники!!!"). ГлавГер героически превозмогает советский быт (помните, когда в СССР наладили производство отечественного пипфакса?) и по мере сил рассказывает партийному руководству, до чего оно, руководство, докатилось к 1985 г. Особенно приятно, что автор не стал делать своего ГлавГера всезнающим гуру. Он же айтишник из поколения "пепси", соответственно, он и лепит матёрым большевикам всякую либеральную чушь. А партийные зубры переглядываются, усмехаются, и делают по-своему. А уж потом айтишник начинает чесать рэпу "блин, а ведь и правда - 6 соток страну не накормят..." Не замыкаясь на собственно компьютерных страданиях ГлавГера (хотя эти мытарства описаны очень "вкусно"), автор даёт картину сразу с нескольких точек зрения, показывая, как постепенно меняется СССР под влиянием информации попаданца. В общем - рекомендую.

+2


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.