NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.


Рецензии на прочитанное.

Сообщений 331 страница 340 из 406

1

Приветствую

Вчера случилось мне прочитать "Везунчика" Олега Бубелы. Слышал об авторе много, решил, наконец, собственное мнение составить – нашел в записях одного из своих СИ-френдов ссылку, сходил, впечатлился.

Есть книга сия на Самиздате, находится она с негодованием у джентльменов; так что ссылку приводить не стану.
Не ради того, чтобы читатели мои гуглили, а ради того, чтобы любимый сайт не засудили за распространение детской порнографии.

На первый взгляд, высказывание хоть и хлесткое -- "Остро, по-заграничному" (с) Теоден, -- но определенно несправедливое. Потому как в тексте Олега Николаевича есть несомненные находки, достойные слова доброго. В смысле -- незлого и тихого.

Увы мне! Вещей, достойных слова злого и громкого, там, по скромному моему отрицательному мнению, несколько больше.

Однако ведомо мне учинилось, что имеет Олег Николаевич верных поклонников, почитателей и продолжателей. И чтобы избегнуть напрасных смертей прежалостных от удара оных тыквами в потолок, равно же и для сбережения драгоценной пуканиевой тяги (мало ли какие еще спутники в тихоокеанскую группировку подадутся, мало ли чего еще спасать придется -- тут и скромные 0,1G пригодятся), выкладывать подробности, могущие раскрыть интригу текста и лишить удовольствия от прочтения нетленного шедевра –
стану под скрытым текстом.

РИАЛЬНЕ МНОГА БУКАФ!  ВАС  ПРЕДУПРЕДИЛИ!

Будем говорить обо всем открыто и гласно; а уж читатель не дурак и примерно нас рассудить способен. Тем паче, что особенностей текста немного и оценить их нетрудно.

Сначала о хорошем

Автор "Везунчика" действительно умеет пользоваться психологией. У него получились в самом деле живые герои второго плана и персонажи. Они не просто выражаются языком, подобранным под расу, общественное положение, возраст -- все куда глубже. Они ведут себя в соответствии с архетипами. Действуют, плетут интриги, пытаются подставить героя, искренне благодарят его, вполне натурально умалчивают об очевидных всем (кроме героя, иже суть попаданец) вещам -- отчего рождаются немедленно же новые – обоснованные! Как приятно, шерт поеб… побьери! --  приключения, и так далее.

Автор "Везунчика" отнюдь не пугается действия. Это не так просто, как может показаться. Часто встречаются тексты, где видно, как автору тяжко убивать выпестованного персонажа либо героя второго плана. В тексте про Везунчика нет лишних смертей -- ради картона -- но вот обоснованные смерти совсем не задерживаются. «Не, Моня! Вдовой взял, вдовой и оставишь!»

Две главные особенности -- постоянная рубка, война, смерть всегда рядом. Плюс рядом множество других людей – других не наклейками, не ярлычками, а поступками.

"Они что-то замышляют! Тебе страшно?  Мне - да!" 

Эти-то особенности и создают непередаваемый образ варварского Приграничья.  Где в самом деле каждый день можно ждать клинка в спину; где верная дружба -- действительно редкость, а не встречается на второй же странице просто потому что на третьей должна быть сеча, а герой все еще одиночка -- все это в сумме создает очень цельный, весьма достоверный образ.

И снова -- так чего ж так сурово? Мало, очень мало авторов, владеющих психологией и композицией текста на уровне Олега Николаевича.

А вот отчего.

Текст чудовищно, непредставимо, необозримо затянут. Романисты склада Бальзака или Гюго, или Мопассана с их пятистраничными описаниями будуара героини (не шутка!) или  с расходом 1000 знаков на описание входной двери -- не какой-то сюжетной входной двери, пред коей герой сражен бысть, а каждой, которую глазами героя видит читатель -- так вот, все эти напыщенные французы могли бы покурить в коридоре, коли б не вертелись в гробах, обеспечивая до 80% всех электрических мощностей Прекрасной Франции. (А Вы что, до сих пор верите, что у них там все на АЭС держится? Упс...)

Но, наверное,  в столь огромном объеме автор чувствует себя вольготно? Верно, нет у него проблемы с рассказом интересных историй, верно, не сжат он микроформатом в 400 КБ на книгу? И то сказать -- первый текст 834КВ, второй более 1100КВ, дальше вечер закончился, пришлось спать ложиться. Сколько же событий можно тут разместить, сколько судеб показать! Симонов запаковал трилогию «Живые и мертвые» в 1500КВ. Громадина «Тихого Дона» - 3000 КВ. И поместились в эти 75 авторских листов судьбы ста действующих лиц (список есть на Википедии, если что), да немерянного числа персонажей эпизодических, упомянутых колорита и фона для. В первых ДВУХ книгах «Везунчика» объем порядка 1900КВ, это ж сколько можно показать! А сколько поместится шуток, удачных слов, метких фраз, чеканных абзацев, достойных запоминания с первого чтения?

Сколько?
Так вот, первое мое обвинение – вспомнить нечего. Ладно, я понимаю, у нас тут только средневековье, только хардкор. Этакий, понимаешь, Корнев-Круз, «Лед-Пограничье» в фентези-антураже. Тут, понимаешь, не до шлифовки метких фраз, не до игры в слова. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
Хемингуэй тоже писал простыми словами: был, взял, вошел, закрыл дверь. «Я пошел к себе в отель под дождем». «Столько хороших картин к дерьмовой матери без всякого смысла» «Мы очень сожалеем, мистер Том». «Земля плыла?»
Недлинные фразы. Простой словарный запас. Прямые назывные глаголы, для действия сто синонимов не применяется. Но впечатление весьма сильное.
В чем же разница?
Хэмингуэй передает опыт. Чувственный или умственный, вопрос второй. В чем-то свой, в чем-то заимствованный, но реальный. Автор «Везунчика» просто описывает действия героя – многословно, неряшливо, не пытаясь усилить звучание фразы, не пытаясь выкинуть повторы как в тексте, так и в мыслях. Даже не пытаясь на уровне композиции просмотреть ветку, наметить там несколько ключевых точек и описывать именно их. А что, чем больше объем, тем дольше по времени читатель будет получать кайф. Первая схватка… вторая… третья… Даже в реальности рано или поздно человек ПРИВЫКНЕТ к боям. Хочет или не хочет, стремится или не стремится. Адаптация – фундаментально свойство психики, причем не только человеческой, а млекопитающих вообще. Но автор «Везунчика» упорно описывает каждый день и каждый бой, довольно мало отличающиеся от соседних. В годы того же Бальзака подобный подход весьма ценился при написании «путевых романов», для коротания времени в тогдашних дормезах. По скромному моему мнению, сейчас такое количество информации оправданно только в этнографических текстах, задача которых бережно передать исчезающую культуру (Как тот же Тихий Дон), а не в художественных текстах, цель которых – передать читателю…

Передать читателю – ЧТО?

Хрен с ним, с корявым языком. Сам-то я и похуже высказываюсь, мне ли возмущаться. Хрен с ней, с затянутостью романа. Толкиен вон описал обычнейший турпоход. По категории сплавщиков или альпинистов -- вообще ни о чем. Ни одного крюка не забили, ни одного сифона, ни одного переката. Может, автор «Везунчика» эпического размаха холст грунтует, на коем мысль его воссияет в блеске… томе так в десятом, примерно. Вот есть же у Бубелы психология, есть же ощущение Приграничья.

А послания нету.

Давным-давно огорчил меня сам великий и ужасный Dormiens: во имя чего ломал он любимых наших героев? Во имя чего «wasterland», о чем «Человеческое, слишком человеческое»?
Так то, простите, был Dormiens. В 675КВ уложился, душу вывернул, вытр… вытряс, скажем так, и высушил. Ни слова лишнего, ни всхлипа, ни абзаца водянистого. Может, не понял я его, может, не полюбил. Но уважать однозначно согласен.

А Бубелу я читал-читал, читал-читал… спать ушел… а где ж та кульминация, так и не дождался.

Это второе неприятное.
Для передачи важного опыта или чувства, чем только можно оправдать затянутость повествования, слабость языка -- любые иные огрехи, простительные очевидцу или участнику событий – текст слишком синтетический. Говоря проще – высосан из пальца чуть более, чем полностью. Выдуманные люди, выдуманные проблемы.

Для развлечения читателя, чем бы можно оправдать полностью выдуманное происхождение и откровенного МартиСью героя, что даже в заголовок вынесено – текст откровенно слабо написан. Много воды, длиннот, практически нет метких слов, достойных запоминания фраз, душевных пейзажей, драматических моментов.

Если текст не для передачи послания от автора к читателю, если текст и не для развлечения читателя – то он, получается, для развлечения автора.
И эта маленькая отрицательная деталь в моих глазах перевешивает напрочь все действительно хорошие находки «Везунчика».

Ну, а читать либо не читать, решайте сами. Мое мнение – всего лишь мнение; если об этом тексте есть мнения другие, хотел бы услышать.

+18

331

Mohanes написал(а):

И что делает комполка? Он канючит "ну, товарищь политик..." "Товарищь", Карл!!!

Ну справедливости ради в ВС РФ обращаются именно: "Товарищ сержант!!!", так что комполка будет скорее всего использовать привычные речевые обороты. Про остальное промолчим...

0

332

Mohanes написал(а):

сли танкисты не услышат, что президент сказал металургам - это ж абзац какой-то будет, какая тут, в афедрон, война

Насколько я помню эту сцену, он пропаганду демону зачитывал... И военным от этого демона было очень жалко, пока они к нему фугасные заряды крепили.

+1

333

Mohanes написал(а):

Причём комполка пытается его как-то ограничить, а политик отпихивается локтаями и кричит, что ему ещё нужно (цитирую) зачитать речь президента Путина к Союзу Металлургов. Если танкисты не услышат, что президент сказал металургам - это ж абзац какой-то будет, какая тут, в афедрон, война.

Так он послание Путина Союзу Металлургов зачитывал демону, а не воякам. И вояки всё время, пока крепили заряды к демону - наблюдали, как тот мучается.

Mohanes написал(а):

Он канючит "ну, товарищь политик..." "Товарищь", Карл!!! В 2008 г.!!!

А должен был - "господин"? Так вроде ещё ВСЕГО 2008.

Не понимаю, чего вы за это так уцепились. Косяков там и так целая куча. Даже в этом отрывке. Начиная с того, почему вдруг танкисты обстреливали демона БРОНЕБОЙНЫМИ снарядами. Ну типа тупые русские и всё такое...

А если честно - работа слишком растянутая и оттого скучная. Я где-то до 30 главы дополз и бросил. Скучно, нудно, единственное, в чём автор хоть как-то разбирается - американская военмашина. Ну и немного союзников по наташке. Большинство героев - картон, отношения и взаимоотношения - картон, другие народы (уж коли он взялся писать от их лица) - ровно то, что они из себя представляют в мозьгу среднестатистического американца.

Короче первые глав 10-20 почитать можно, собственно все основные приколы там и сосредоточены, а дальше такое себе.

+3

334

EmgerVarEimress написал(а):

Большинство героев - картон, отношения и взаимоотношения - картон, другие народы (уж коли он взялся писать от их лица) - ровно то, что они из себя представляют в мозьгу среднестатистического американца.

Только он британец...

0

335

EmgerVarEimress написал(а):

Так он послание Путина Союзу Металлургов зачитывал демону, а не воякам. И вояки всё время, пока крепили заряды к демону - наблюдали, как тот мучается.

А должен был - "господин"? Так вроде ещё ВСЕГО 2008.

Не понимаю, чего вы за это так уцепились. Косяков там и так целая куча. Даже в этом отрывке. Начиная с того, почему вдруг танкисты обстреливали демона БРОНЕБОЙНЫМИ снарядами. Ну типа тупые русские и всё такое...

А если честно - работа слишком растянутая и оттого скучная. Я где-то до 30 главы дополз и бросил. Скучно, нудно, единственное, в чём автор хоть как-то разбирается - американская военмашина. Ну и немного союзников по наташке. Большинство героев - картон, отношения и взаимоотношения - картон, другие народы (уж коли он взялся писать от их лица) - ровно то, что они из себя представляют в мозьгу среднестатистического американца.

Короче первые глав 10-20 почитать можно, собственно все основные приколы там и сосредоточены, а дальше такое себе.

Это произведение другим выделяется. По крайней мере, из тех, которые я прочитал за последнее время. Идеей. Что людям не на кого положиться. Не придут ни канмусу, ни волшебники, ни мутанты. Можно драться - так, как умеют - а можно умереть. Выхода всего два. И плевать на картон, на тупых демонов, на слишком лёгкую победу. Идея не заезженная, читать было интересно. Естественно, на один раз.

+4

336

Олег Дивов "Техподдержка"

Аннотация:
Леха Филимонов, сотрудник концерна «Рособоронтех», отправляется в республику Лимпопо с важной миссией. Он должен продать неграм двадцатитонный прототип БШМ-К – «боевой шагающей машины», прозванный русскими «Избушкой».
Во время презентации начинается война… Леха попадает под обстрел, находясь в БШМ-К. Теперь его задача – защитить технику от неизвестного противника и понять, как зарядить аккумуляторы и завести «Избушку».
Дозвонившись в техподдержку «Рособоронтех», Леха понимает: надеяться можно только на себя. Впрочем, судьба смилостивилась над Филимоновым и послала в помощницы очаровательную девушку-мулатку в красной бейсболке. «Красная шапочка» утверждает, что ее прислал некий друг Лехи.

Мнение:
Не оценил. Такой подставы от Дивова я не ожидал. Я не понял ради чего читать это произведение. Сюжет? Уложится в два предложения. Персонажи? Скорее функции. Развитие главного героя? Отсутствует полностью, концовка что-то намекает, но самого развития не показано. Зубодробительный экшн? Ну да, конечно. В общем- не понял. Было такое чувство, что я читаю, не самостоятельное произведение, а начало цикла, причем концовка затесалась то ли из второй, то ли из третьей части. Из плюсов: есть колоритные персонажи, неплохой юмор и грамотный текст. Само чтение затягивает, по после последней страницы остается крайне неприятное послевкусие, как если бы вместо апельсина тебе дали карамельку с цитрусовым ароматом.

+3

337

Соглашусь Техподдержку бы развернуть да разобрать и прояснить. Хотя там очень неплохо показан гражданский конторский кадр на внезапно начавшейся войне. Тут бах там бынц тут срелают там взрывают и побежали побежали побежали. Ну есть у него шагаход и дальше то что.?

0

338

Саргел написал(а):

Соглашусь Техподдержку бы развернуть да разобрать и прояснить. Хотя там очень неплохо показан гражданский конторский кадр на внезапно начавшейся войне. Тут бах там бынц тут срелают там взрывают и побежали побежали побежали. Ну есть у него шагаход и дальше то что.?

Даже с таким подходом концовка всё портит, моё мнение. У Дивова вообще хватает перекосов между "тут ржём, а тут серьёзную рожу", но тут как-то этот переход от раздолбайства в банановой республике и трясущих грушу негров к какой-то там серьёзной "прокси-войне" и прочему Метал-Гиру типа с заделом на продолжение был вообще не в тему.

0

339

Brashnashla, лично мне показалось, что Дивов на старости лет начал вдохновляться аниме. Судите сами: слегка озабоченный ОЯШ менеджер Филимонов есть. Меха,  которой ему нежданно-негаданно приходится управлять - есть. ГМО девочка-солдат, у которой с ним обречённая любовь - есть. Красавица - безумный учёный - есть. Грустный, невнятный финал - есть.

+1

340

Мёртвый барабанщик написал(а):

Brashnashla, лично мне показалось, что Дивов на старости лет начал вдохновляться аниме. Судите сами:  слегка озабоченный ОЯШ менеджер Филимонов есть. Меха,  которой ему нежданно-негаданно приходится управлять - есть. ГМО девочка-солдат, у которой с ним обречённая любовь - есть. Красавица - безумный учёный - есть. Грустный, невнятный финал - есть.

Ну, аниме такое я бы посмотрел, т.к. к нему у меня требование гораздо ниже, особенно если завезти рисовку. При таком раскладе даже такой мутный конец(привет, Евангелион) вписывался бы в каноны жанара. Но для книги, тем более дивовской- крайне слабо

0


Вы здесь » NERV » Любимые книги » Рецензии на прочитанное.