NERV

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » NERV » Хобби и увлечения » Альтернативная история.


Альтернативная история.

Сообщений 51 страница 57 из 57

51

Paganell 8-)
А у Chitatel - карта из фанфика.

0

52

Paganell 8-) написал(а):

Погибший коровко
Ну а мы кто? Ещё те варвары, если подумать. Ну, с их точки зрения.
Так, в список -- матрёшки, балалайки и медвежью кавалерию.


...и нереальную морозоустойчивость.
Ну там, "когда обычный германец уже переходит в твёрдокристаллическое состояние, варвар ещё обмахивается ушанкой, дабы было не так жарко..."

.

0

53

Альфарий написал(а):

...и нереальную морозоустойчивость.
Ну там, "когда обычный германец уже переходит в твёрдокристаллическое состояние, варвар ещё обмахивается ушанкой, дабы было не так жарко..."

.

И закусывает мороженым.

P.S. Мы так, кстати, в школе зимой пугали немцев, приезжавших по обмену.

0

54

Gymnazyst написал(а):

И закусывает мороженым


ну да. Вкусно же, а зимой ещё и не тает.

0

55

Gymnazyst написал(а):

в школе зимой пугали немцев

Закусывали морожеными немцами и ковырялись в зубах их же штык-ножами от маузеров?

0

56

Т-12

Не. Принцип был прост: большая перемена длится 20 минут, есть время дойти до магазинчика неподалеку, взять юмовский рожок мороженого. Или еще чего. Я там иногда брал кило ирисок, правильных, которые "смерть пломбам", и в классе меня резко любили. Впрочем, это я отвлекся.

Так вот, осенью-зимой к нам по обмену ездили немцы из Хагена. Мы к ним (единственный плюс изучения немецкого в школе) на второе полугодие. И немцев каждый раз несколько пугала привычка некоторых гимназистов (включая меня) взять мороженого и есть его. На крыльце. В минус двадцать-двадцать пять. Куртки мы в гардеробе не брали для экономии времени. А на крыльце ели, потому как в коридорах дежурные учителя ругаются на еду вообще, и особенно на мороженое.

Но вообще фокус был прост: форменный костюм был из хорошей шерстяной ткани, и даже без штатной жилетки в нем не сказать, что прям холодно зимой, если не часами шляться по улице. А за двадцать минут простыть сложно. Мы не простывали.

+2

57

Альтернативный Санкт-Петербург (вместо Ростова-на-Дону) (взято со старого сайта альтистории)


Отправлено: 25.10.06 17:58. Заголовок:[/b] Опять переносим столицу России на юг.

Первая часть

ПЕТРОПОЛИС (ПЕТРОПОЛЬ, ПИТЕР) – город федерального значения, центр Ленинградской области, город-герой. Важнейший после Москвы экономич., научный и культурный центр; морской порт. Находится в 1226 км к Ю.-Ю.-В. от Москвы. Расположен на Ю.-В. Вост.-Европ. равнины, на берегах р. Дон, простираясь вверх по течению на 70 км. от её впадения в Азовское м. Климат умеренно континентальный. Зима мягкая; ср. темп-ра января -7°С. Снежный покров — со 2-й пол. декабря до сер. февраля. Лето тёплое, продолжительное, с преобладанием солнечной погоды; ср. темп-ра июля 23°С. Осадков ок. 500 мм в год. Средняя годовая относит, влажность воздуха ок. 80%. В центр. районах П. сформировался гор. микроклимат, зимой здесь теплее, чем на окраинах (в ср. на 0,6—0,7°С).
Территория, подчиненная мэрии Петрополиса – 1406,8 км2. Делится на 17 районов. Крупный трансп. узел — «ворота Кавказа». Узел ж.-д. линий (на Воронеж, Донецк, Сальск, Тимашевск, Тихорецк и далее на Кавказ) и автомоб. дорог (в т. ч. автомагистрали Москва — Воронеж - Петрополис, Киев — Харьков — Петрополис, Петрополис — Баку). Морской и речной порт. Аэропорт. Нас. 6003,8 тыс. чел. (1992; 1265 тыс. в 1897; 1614 тыс. в 1926; 3015 тыс. в 1939; 4533 тыс. в 1959; 5133 тыс. в 1970; 5792 тыс. в 1979).
С 1—3 вв. в районе совр. П. существовали два меото-скифских поселения, упоминаемые Птолемеем (2 в.) под назв. Паниардис и Патарва и входившие в систему укреплённых городищ, располагавшихся вокруг принадлежавшего Боспорскому царству г. Танаис — самого сев. пункта античной цивилизации в Причерноморье. В 10—12 вв. на месте П. было славянское поселение, входившее в состав др.-рус. Тмутараканского кн-ва. По одной из версий, оно осн. в 965 или 966, когда после разгрома хазар киевским князем Святославом союзные ему тюрки-огузы получили во владение низовья Дона. Ок. 1067, при покорении Приазовья половцами, в этих местах был убит половецкий князь Азун, от имени к-рого, как предполагают, произошло рус. назв. «Азов». По др. версии, топоним «Азов» происходит от тюркского «азак» («адак») — устье реки, низкое болотистое место. В 13 в. на этом месте возник г. Азак, через к-рый проходил «великий торговый путь» в Китай. В Азове, гл. гавани Азовского м., пересекались важнейшие торг, пути средневековья: из Руси и Болгарии Волжско-Камской в Константинополь, из Зап. Европы в Персию, Индию и Китай. Осенью 1395 город был разрушен войсками Тимура (Тамерлана). В нач. 15 в. он теряет своё значение кр. центра междунар. торговли. Осенью 1471 захвачен турками, превращён в тур. воен. крепость (предместья укреплены земляным валом и рвами, со стороны Дона возведена кам. стена с 11 башнями). В 17 в. крепость Азов препятствовала донским казакам выходить на судах в Азовское и Чёрное моря для торговли и набегов. В июне 1637 отряды донских и запорожских казаков после двухмесячной осады штурмом захватили Азов. Летом 1641 для овладения Азовом Турция направила к стенам крепости сильный флот и сухопутные войска. Однако продолжавшаяся с июня по сентябрь того же года осада А. турками («Азовское сидение») окончилась безрезультатно. Летом 1642 казаки оставили Азов, разрушив укрепления; был затем заново укреплён турками. В 1695, во время первого Азовского похода, войска Петра I осадили Азов с суши. После двух неудачных штурмов осада крепости была снята. Летом 1696 при содействии кораблей Азовской флотилии (построена в Воронеже зимой 1695—96) рус. войска овладели Азовом. От тур. крепости частично сохранились высокие земляные валы по левому берегу Дона (высота на разных участках от 5 до 15 м, ширина у основания от 10 до 30 м) и крепостной ров, из 11 ворот — Алексеевские ворота (перестроены в 1701—05) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб (1699; ныне в нём размещена экспозиция Азовского музея, в т. ч. диорама «Азовский поход Петра I в 1696», худ. А. Чернышев). Внутри крепости — лабиринт узких извилистых улочек, глинобитные и саманные дома 18 в. За крепостными валами, к юго-западу — Подазовское городище (раскопками выявлены античные амфоры, лепная керамика, бытовые и с.-х. орудия меото-скифских племён).
В ходе Азовской войны с Турцией (1695—1721) турки в июле 1696 потерпели поражение и были вынуждены сдать Азов. В апр. 1699 вернувшийся из-за границы Пётр I определил место для стр-ва рус. крепости, названной Петрополис (град Петра) – правый берег Дона – напротив Азова. План будущей крепости был начерчен Петром I, работы по её стр-ву под рук. А.Д.Меншикова начались 16(27) мая 1699. 29 июня 1699 в крепости был заложен деревянный храм Петра и Павла, позднее крепость стала наз. Петропавловской (в 1703 в документах встречаются также название Питер-пол, Санкг-Питер-Бурх). К осени 1699 стр-во земляных укреплений крепости в осн. было завершено. В нояб. 1699 в П., невзирая на турецкую блокаду, прибыл первый торговый корабль из Венеции. В 1700 на левом берегу Дона заложено Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью, в 1701 вокруг него сооружены укрепления Адмиралтейской крепости. Под защитой этих крепостей началось стр-во города. Работами руководили первый генерал-губернатор А.Д.Меншиков и первый архитектор города Д.Трезини. В 1702 учреждена «Канцелярия городовых дел», ведавшая всеми строит, работами. Первоначально гор. центр формировался на правом берегу Дона (Московская сторона). Здесь, близ домика Петра I, находились палаты Меншикова, дома высших сановников, торговые заведения, Мытный двор, дер. собор Св. Троицы, здания Сената, коллегий, типографии, Гостиного двора и др. Др. центр застройки возник на левом берегу Дона – вверх по течению от Азовской крепости (Таврическая сторона). Первоначальный план превратить П. в Российскую Венецию не был осуществлен по причине частых наводнений и штормов. Замысел простроить город на берегах Таганрогского залива постепенно уступил место плану строительства города вдоль Дона.
С 1708 П. — центр Азовской, с 1710 — Петрополитанской губ. В 1712 в П. была перенесена из Москвы столица государства. Здесь разместился царский двор, а позже Сенат (с 1713), Коллегии (с 1718) и др. правительств. учреждения, гвардейские полки. В 1710-е гг. издан ряд царских указов о постройке в городе кам. домов, переселении в П. Высших сановников, дворян, торговых и пром. людей.
По указу 1700 ежегодно на 2—3-месячные работы в С.-П. присылалось по 24 тыс. «работных людей» из внутр. губерний России, с 1705 — по 40 тыс. Указом от 30 апр. 1718 Пётр I отменил принуд. наборы «работных людей», заменив их денежными сборами с населения.
Новый город рос как центр промышленности и торговли. В 1702 со стапелей Адмиралтейской верфи были спущены на воду первый 18-пушечный корабль «Прам» и яхта «Надежда». В 1712 у самого Таганрогского залива, близ устья Кагальника, основан Галерный двор (с 1800 — Новое Адмиралтейство); в 1715—22 на левом берегу Дона, напротив Летнего сада, построена Партикулярная верфь. В 1711 на Московской стороне заложен Литейный двор (с 1720-х гг. наз. Арсеналом); в 1714 в излучине Дона, на месте села Спасское, возник Смоляной (Смольный) двор, на к-ром вырабатывался дёготь и хранились запасы смолы; в 1720 основан Канатный двор. С 1722 на базе Азовской лесопильни началось формирование якорного, медного, проволочного и др. производств. В 1714 — 15 построены Крестовский и Кагальникский пороховые заводы. Появляются производства предметов роскоши: в 1716—17 в П. основана Шпалерная (гобеленовая) мануфактура, в 1719 — мануфактуры по произ-ву бархата, шёлковой парчи, позументная. В 1718 основаны казённые водочные заводы, табачная мануфактура. В 1724 открыт Монетный двор в Темерницкой (Петропавловской) крепости. В эти же годы велись интенсивные работы по углублению русла Дона. В 1720 году строится Донской Маяк (арх. Д.Трезини) на одном из островов дельты Дона.
Первые постройки П. (жилые дома, адм. здания, храмы и др.) были деревянными; примерно с 1711 многие из них перестраивались в камне и кирпиче, тогда же стало развиваться стр-во мазанковых зданий. В 1714 указами Петра I запрещалось возведение кам. зданий по всей России, кроме П., а все суда и подводы, входившие или въезжавшие в П., должны были ввозить строит. камень. В 1715 издан указ о замощении УЛИЦ города. В 1717 был принят план центра П. с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д.Трезини; лежит в основе существующей ныне планировки). В 1716 созданы «образцовые» проекты жилых зданий (арх. Ж.Б.Леблон, Трезини): кирпичных — «для именитых» и «зажиточных»; на дерев. каркасе с заполнением глиной, с росписью стен под кирпич — «для подлых» (т. е. рядовых горожан). В Петропавловской крепости в 1712—33 на месте деревянного храма по проекту Трезини построен кирпичный Петропавловский собор (усыпальница рос. императоров, начиная с Петра I); его общая высота 122,5 м. На Тополином острове возведены: дворец А.Д.Меншикова (1710—12 и 1913—27, арх. Дж.М.Фонтана, Г.И.Шедель, при участии Трезини и др.); здание Кунсткамеры (1718—34, арх. М.Г.Земцов, Г.И.Матгарнови и др.); здание Двенадцати коллегий (с 1819 — Петропольский ун-т; 1722— 42, арх. Трезини, с 1734 в стр-ве принимали участие Дж.Трезини, Земцов, Т. Швертфегер). В 1710 при впадении р. Азовка в Дон (в начале совр. Донского проспекта) Петром I основан монастырь Троицы и св. Дмитрия Донского (с 1797 — лавра; стр-во велось по проекту Д.Трезини, завершено И.Е.Сатаровым в 1790-х гг.). В 1710—14 на Адмиралтейском острове в сев.-вост. части Летнего сада (разбит в 1704 по плану Петра I) построен Летний дворец Петра I (арх. Д.Трезини). Первые храмы П., в основном базиликального типа, стали органичными центрами прилегающих участков гор. территории; Благовещенская ц. Александро-Невской лавры (1717—22, арх. Д. Трезини, в усыпальнице церкви погребены крупные гос. деятели 18—1-й трети 19 вв. А.В.Суворов, Н.И.Панин. А.А.Безбородко, А.М.Голицын и др.); Сампсониевский собор на Таврической стороне, построенный на месте дерев, ц., заложенной Петром I в память победы под Полтавой 27 июня 1709 (в день Св. Сампсония); церкви Св. Симеона и Анны (1731—34, арх. Земцов) и Св. Пантелеймона (1735—39, предположительно — арх. И.К.Коробов; построен в память побед рус. флота при Керчи и Алуште) на Московской стороне. В 1-й четв. 18 в. были проведены большие работы по превращению рукавов дельты Дона, рек и проток в водные магистрали города с дерев. набережными и пристанями, по стр-ву мостов (первым мостом через Большой Дон стал наплавной Исаакиевский мост. 1727). В это же время Доном и Таганрогским заливом проложены Лебяжий, Красный, Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы, Зимняя канавка. По линиям Васильевского острова было прорыто 10 каналов; в 1718—21 созданы Лиговский канал и каналы Летнего сада. В 1721—22 в зап. части Васильевского острова сооружена Галерная гавань (руководитель работ — арх. Д.Трезини).
В 1717 площадь собственно П. составляла 22 кв. км. (среди заостренных участков сохранялись многочисл. пустыри), граница города на Ю. проходила между рр. Азовка и Кагальник. К 1725 в С.-П. было ок. 40 тыс. жит., в т. ч. ок. 14,5 тыс. солдат и офицеров гарнизона; около половины населения составляли работные люди с семьями. При Петре I в П. был учреждён ряд учебных заведений. В 1715 на базе переведённых из Москвы старших классов Школы математич. и навигацких наук (осн. в 1701) организована Морская академия (Академия морской гвардии; с 1939 — Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе). В 1719 из Москвы переведена Инженерная школа (осн. в 1712), в 1721 осн. Артиллерийская школа (в 1758 обе школы объединены в одну, с 1800 — 2-й Кадетский корпус). В 1711 открыта правительств. типография, в к-рои издавалась первая рус. печатная газета «Ведомости», в 1720 — типография при Дмитрие-Донском мон. В 1721 учреждена Словенская школа для детей разночинцев, в 1726 — Славяно-греко-лат. семинария (с 1809 — Духовная академия).В царствование Екатерины I (1724— 27), в 1725 состоялось официальное открытие Академии наук и художеств (с 1747 — Императорская Академия наук и художеств, с 1757 — Императорская Академия наук, ныне - Российская академия наук), учреждённой но проекту Петра I. В 1728—32, при Петре II (царствовал в 1727—30) и в первые годы царствования Анны Иоановны (на престоле в 1730—40), царский двор находился в Москве. В начале 1732 Анна Иоановна переехала в П. В 1731 в П. был основан Корпус кадет (с 1800 — 1-й Кадетский корпус).
В 1737 после опустошит. пожаров (летом 1736 и 1737) была создана правительственная «Комиссия о Петрополитанском строении» (во главе с графом Б.К.Минихом. гл. арх. П.М.Еропкин), разработавшая план застройки и благоустройства города, в соответствии с к-рым центр П. окончательно закреплялся на Московской стороне. Полное завершение ПОЛУЧИЛ «нептунов трезубец» трёх магистралей-«перспектив» исторического центра города, расходившихся от Адмиралтейства (Донского проспекта, Средней перспективы, позднее — Гороховой ул., Вознесенского проспекта), была проложена (Садовая улица с Сенной и Покровской (ныне Тургенева) площадями; вокруг последней сформировался новый район — Коломна. В 1737 вост. граница П. перешагнула через р. Азовка. Большое внимание парадному стр-ву в П. и его пригородах уделяла императрица Елизавета Петровна; в годы её правления (1741—61) обретает полное звучание архитектура рус. барокко. В 1748—64 сооружены ансамбль Смольного монастыря (арх. В.В.Растрелли), в 1754—62 Императорский дворец (арх. Растрелли), в 1750—55 Шереметевский дворец (арх. С.И.Чевакинский. Ф.С.Аргунов), а также дворцы графа С.Г.Строганова (1752—54, арх. Растрелли; ныне — одно из зданий Рус. музея) и графа М.И.Воронцова (1749—57, арх. Растрелли). В сер. 18 в. в П. сооружались центрические храмы в стиле барокко, в т. ч. Никольский морской собор с традиционным пятиглавием (1753—62, арх. Чевакинский) и одноглавая церковь Трех Святителей (1740—60, предположительно арх. Дж.Трезини).
В 1744 в П. основана Порцеллиновая мануфактура (с 1765 — Императорский фарфоровый завод, ныне — фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), в 1753 — Красносельская ситценабивная мануфактура. В 1750 в П. насчитывалось ок. 95 тыс. жит. (без сезонных рабочих). В 1756 указом императрицы в П. учреждён Русский для представления трагедий и комедий театр — первый гос. публичный театр в России (основу театра составил ряд актёров ярославской группы Ф.Г.Волкова). В 1757 в П. учреждена Академия художеств по проекту И.И.Шувалова. В 1759 основан Пажеский корпус. В 1762, в начале царствования Екатерины II(1762—96), учреждена Комиссия о кам. строении П. и Москвы, утвердившая в 1765 осн. положения Ген. плана П., разработанного под руководством арх. А. В. Квасова: расширение границы города (до совр. Обводного канала), перепланировка улиц, прилегающих к Адмиралтейству и Императорскому дворцу, выявление конфигурации Сенатской и Дворцовой площадей, формирование площадей у Семёновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов через р. Азовку. Дворцовая набережная была построена перед Императорским дворцом на Дону (1763—67, арх. И.Росси, мастер Г.И.Насонов); как единый ансамбль было решено оформление набережных Екатерининского (ныне Грибоедова) канала, Фонтанки и Мойки. В строгой линейности береговых стен и парапетов, в мягкой округлённости спусков и причалов, в облике первых кам. мостов (Прачечный, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий и др.), в рисунке чугунных ограждений, среди к-рых совершенством пропорций, сочетанием монументальности и лёгкости выделяется ограда Летнего сада (1773—84, арх. постройки: здание Академии художеств (1764—88, арх. А.Ф.Кокоринов, при участии Ж.Б.И.Валлен-Деламота), Мраморный дворец (1768—85, арх. А.Ринальди), Малый Эрмитаж (1764— 67, арх. Баллен-Деламот), лесные склады на острове Новая Венеция (1765—80-е гг., арх. С.И.Чевакинский, Валлен-Деламот), Гостиный двор на Донском проспекте (1761—85, арх. Валлен-Деламот, при участии Кокоринова). С кон. 1770-х гг. архитектура обществ, зданий приобретает всё большую лапидарность, свойственную строгому классицизму: здание Академии наук (1783— 85, арх. Дж.Кваренги), Почтамт (1782—89, арх. Н.А.Львов), Эрмитажный театр (1783—87, арх. Кваренги), угловой корпус здания Публичной библиотеки (1796—1801, арх. Е.И.Соколов; ныне — Рос. нац. библиотека). По набережным Мойки и Фонтанки вырастали большие гор. усадьбы: графа К.Г.Разумовского (1762—66, арх. Кокоринов, Валлен-Деламот), графов Бобринских (1790-е гг., арх. Л. Руска), князей Юсуповых (надстроен и расширен в 1760-х гг. арх Валлен-Деламотом). В 1783—89 на Шпалерной улице для князя Г.А.Потёмкина-Таврического сооружён Таврический дворец (арх. И.Е.Старов). Среди храмов, построенных в П. в эту эпоху, выделяются памятники, играющие роль высотных доминант П.: сооружённый в переходных от барокко к классицизму формах Князь-Владимирский собор (строился в 1741—42 по проекту М.Г.Земцова под руководством П.Трезини, достраивался в 1766—72 арх. А.Ринальди, после пожара 1772 перестраивался в 1783—89 арх. Старовым), Троицкий собор Александро-Невского мон. в стиле классицизма (1776—90, арх. Старов); в 1777—80 в стиле неоготики сооружена Чесменская церковь (арх. Ю.И.Фельтен). Осн. часть строений города продолжала оставаться деревянной; как и в нач. 18 в., бедствием П. были пожары.
Во 2-й пол. 18 в. быстро росло население П. — 150 тыс. чел. в 1764, 192 тыс. в 1784, 220 тыс. к нач. 19 в. Южная столица закрепляет за собой роль крупнейшего экономич. и культурного центра Рос. империи.
По инициативе и плану И.И.Бецкого в П. были учреждены: в 1764 — Смольный ин-т для дочерей потомственных дворян (Воспитательное об-во благородных девиц), положивший начало женскому образованию в России; Воспитательное уч-ще при Академии художеств; в 1765 — Мещанское отделение Смольного ин-та (для дочерей мещан; впоследствии — Александровский ин-т); в 1770 — Воспитательный дом призрения детей-сирот и детей бедняков и др. В 1773 основано Горное уч-ще (с 1866 — ныне существующий Горный ин-т). По инициативе директора Имп. Академии наук Е.Р.Дашковой в 1783 в П. учреждена Рос. академия (по изучению рус. языка, словесности и истории; первым президентом была Дашкова). В 1783 был открыт Каменный (Большой) театр, на сцене к-рого выступали драматич., оперная и балетная труппы.
В царствование Павла 1 (1796—1801) изменился облик П.: на улицах появились полосатые караульные будки и многочисл. шлагбаумы; многие постройки екатерининского времени (в т. ч. Таврический дворец) были отданы под казармы. В 1798 открыта Медико-хирургич. академия (на базе Медико-хирургич. уч-ща, основанного в 1733; ныне — Военно-медицинская академия). В 1797—1800 сооружён Михайловский (Инженерный) замок (арх. В.Ф.Бренна) в стиле классицизма, ставший резиденцией императора (в 1800 перед замком установлен памятник Петру I, отлитый в 1746 по модели Б. К. Растрелли); в 1798—1800 построен Михайловский манеж (арх. Бренна); в 1798 начато стр-во набережных Азовки.
В первые годы царствования Александра I (1801—25) в П. продолжилось сооружение обществ, зданий в стиле классицизма, в т. ч. Конногвардейского манежа (1804—07, арх. Дж.Кваренги; ныне — Центральный выставочный зал), здания Смольного ин-та (1806—08, арх. Кваренги; ныне — Мэрия П.), расположенного близ Смольного мон.
В 1-й четв. 19 в. П. становится городом крупных зданий обществ, назначения, органически связанных в парадные ансамбли: построенные А.Н.Воронихиным Горный ин-т на Васильевском острове (1806—11) и Казанский собор (1801—11) — важная доминанта Невского проспекта (в 1813 здесь похоронен М.И.Кутузов, в 1837 на площади перед собором установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли работы скульп. Б.И.Орловского и арх. В.П.Стасова); реконструированное арх. А.Д.Захаровым Гл. Адмиралтейство (1806—23) — один из важнейших ансамблей центра П.; застройка Стрелки Васильевского острова (по плану Захарова, 1803—04), в к-рой доминирует здание Биржи с его величественными колоннадами (1805—10, арх. Ж. Тома де Томон) и мощными вертикалями Ростральных колонн (1806, арх. Тома де Томон). Для руководства строит, работами был в 1816 учреждён Комитет для строений и гидравлич. работ.
Последние годы царствования Александра I и первое десятилетие правления Николая I совпали с гл. периодом творчества представителя стиля ампир К.И.Росси. Грандиозная система монументальных ансамблей, созданная по его замыслу, придала пространственный размах, композиц. целостность и архит. единство центру П. Дугообразное в плане здание Гл. штаба (1819—29) с центр, аркой и монументальная Александровская колонна (1830—34, арх. А.А.Монферран) подчеркнули парадный характер Дворцовой площади и закрепили её главенствующее значение в центре города. Принцип формирования площадей, сопряжённых с гигантским по своим масштабам обществ, зданием, Росси применил при сооружении ансамбля Александрийского театра (1828—32), Александрийской площади (ныне площадь Островского), открывающейся на Донский проспект (на площади — корпус Публичной библиотеки, 1828—34), Театральной (ныне — Зодчего Росси) улицы с тождественными фасадами двух 3-этажных парадных корпусов. Началом художеств, трансформации большого района послужили стр-во Михайловского дворца (1819—25, построен для великого князя Михаила Павловича, ныне — здание Рус. музея) и разбивка Михайловского сада (1825). Ансамбль Инженерного замка получил чёткие композиц. границы, а связанный с ним Михайловский манеж (перестроен Росси в 1823—24; ныне — Зимний стадион) стал центром Манежной площади. Росси сформировал также совр. облик Сенатской площади: величавый строй двуединого фасада высших гос. учреждений — Сената и Синода (сооружены в 1828—34), усиленный встроенной между ними аркой, придал площади с памятником Петру I особо торжественный вид. С Сенатской площадью связано выступление декабристов в 1825.
Крупные архит. ансамбли П. созданы в 1820—30-е гг. В.П.Стасовым: казармы лейб-гвардии Павловского полка (1817—21) придали парадность Марсову полю, Троицкий (Измайловский) собор (1826—35) и Спасо-Преображенский собор (1828—29) включились в цепь осн. доминант города. Азовские (1827—34; построены в память Отечеств, войны 1812) и Московские (1834—38; построены в память о победе в рус.-тур. войне 1828—29) триумфальные ворота оформили гл. гор. заставы. Важное место в композиции города занял Исаакиевский собор (1818—58, арх. А. А. Монферран). Наряду с работой над крупными ансамблями в разных районах города продолжалось интенсивное стр-во обществ, зданий и храмов.
Нарочитая торжественность и парадность, свойственные эпохе Николая I, нашли отражение и в архит. облике сооружений П. 1840—50-х гг. — здания Гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837—43, арх. А. П. Брюллов), Мариинского дворца на Исаакиевской площади (1839—44, арх. А.И.Штакеншнейдер), Нового Эрмитажа (1839—52, арх. Л. фон Кленце) и др.; в 1849 на устоях Аничкова моста через Азовку (на Донском проспекте) установлены скульптурные группы П.К.Клодта «Укрощение коня». В архитектуре этого периода всё чаще появляются стилизаторские течения: в духе необарокко построены дворец князей Белосельских-Белозерских на пересечении Донского проспекта и набережной Азовки (1846, арх. Штакеншнейдер, скульп. Д.И.Иенсен), особняк княгини 3.И.Юсуповой на Литейном проспекте (1852—58, арх. Г.А.Боссе и Л.Л.Бонштедт); в стиле неоренессанса сооружены здание Моск. вокзала (1844—51, арх. К. А. Тон), дом графа Н.А.Кушелева-Безбородко (1840-е гг., арх. Боссе), дворец вел. кн. Владимира Александровича на Дворцовой набережной (1867—72, арх. А. И. Резанов) и др.
После издания «Положения о размещении и устройстве частных заводов в Петрополисе» (1833), а также в связи с возрастанием земельной ренты пром. пр-тия начинают перемещаться из центр, районов города на окраины (в т. ч. южные, где в 1835 было завершено сооружение Обводного канала, а с сер. 19 в. прокладывались осн. ж.-д. магистрали). В 1800 в р-н устья Азовки перенесены верфи Гл. Адмиралтейства (впоследствии — Адмиралтейский судо-строит. з-д); в 1801 в П., за Азовскую заставу, переведён из Таганрога казённый чугунолитейный з-д (осн. в 1789, с 1868 — Путиловский з-д); в 1825 на Ейском тракте (на юго-зап. окраине П.) осн. Александровский чугунолитейный з-д (с 1922 — Пролетарский). Появились хлопчатобумажные фабрики (Дмитрие-Донская мануфактура на Ейском тракте, 1837; ситценабивная фабрика на Васильевском острове, 1834; Рос. бумагопрядильня в Азовской части П., 1835; Новая бумагопрядильня, 1844; Спасская бумагопрядильня и ткацкая мануфактура на Ейском тракте, 1852, и др.), возникали суконные фабрики, кожевенные заводы, пр-тия др. отраслей пром-сти. С сер. 19 в. среди новых пром. пр-тий преобладали металлообрабат. и механич. заводы, в т. ч. электромеханич. з-д «Сименс и Гальске» (осн. в 1853 одноимённым нем. торг, домом) и металлич. з-д Макферсона (осн. в 1856; с 1880-х гг. — судостроительный Азовский з-д) на Васильевском острове; Донский литейный и механич. з-д (осн. в 1857 инж. П.Ф.Семянниковым и В. А. Полетикой) и Обуховский сталелитейный з-д (осн. в 1863 товариществом П.М.Обухова, Г.С.Кудрявцева и Н.И.Путилова; с 1922 — завод «Большевик») на Ейском тракте; механич. з-д Лесснера, Металлич. з-д (осн. в 1857) и чугуно-медно-сталелитейный з-д Л.Нобеля (осн. в 1862, с 1919 — «Русский дизель») на Таврической стороне. В 1833 в П. насчитывалось 137 средних и крупных заводов и фабрик, на к-рых было занято ок. 5,5 тыс. рабочих, в 1862 их число выросло до 347 (св. 20 тыс. рабочих). В 1837 построена первая в стране жел. дорога П. — Батайск (в 1838 продлена до Таганрога); в 1843—51 сооружена двухколейная ж.д. П. — Москва протяжённостью 1347,9 км (в 1855—1923 — Николаевская ж.д.).
В 1-й пол. 19 в. население П. увеличилось в 2,5 раза (523 тыс. чел. в 1853). В 1828 площадь П. достигла 54 км2. В 1833 к городу были присоединены бывшие загородные участки: острова донской дельты и др. территории. Продолжался рост города вверх по течению Дона. В 1803 организованы первые пожарные команды. В 1832 настланы торцевые мостовые на Донском проспекте, затем появились булыжные мостовые. В 1835 установлены уличные газонные фонари. В 1850 закончено сооружение первого постоянного моста через Большой Дон — Благовещенского (в 1855—1918 — Николаевского, ныне — Лейтенанта Шмидта). В 1847 появились маршрутные обществ, кареты, в пригороды ходили дилижансы; в 1848 организованы перевозки пассажиров пароходами по Дону.
В 1-й пол. 19 в. в. П. увеличилось число общеобразоват. школ. В 1804 Учительская семинария (осн. в 1783) была преобразована в Педагогич. ин-т (с 1816 — Гл. педагог, ин-т), на базе к-рого в 1819 основан Петрополитанский ун-т. В П. были созданы первые российские технич. высшие учебные заведения: Ин-т корпуса инженеров путей сообщения (1809; ныне — Ин-т инженеров ж.-д. транспорта), Петрополитанский практич. ин-т (1828; с 1896 — Техноло-гич. ин-т); Училище гражданских инженеров (1832; с 1882 — Ин-т гражданских инженеров, ныне — Инженерно-строит. ин-т).
Пореформенный П. быстро развивался с 1860-х гг. как крупнейший центр пром-сти и торговли; постепенно создавался универсальный и высококвалифицир. характер П. пром-сти. В 1875— 85 в П. сооружён новый морской порт (в устье Кагальника и на прилегающих островах) и глубоководный Морской канал, соединяющий устье Дона с глубоководной частью Азовского моря. Первая электростанция П. дала ток для освещения Донского проспекта в 1883, к 1900 в городе было уже 294 электростанции. В 1913 насчитывалось 1012 крупных и средних пром. пр-тий с 234 тыс. рабочих.
В 1854 был учреждён первый Петрополитанский частный коммерческий банк, в 1860 — Гос. банк; к кон. 19 в. П. становится крупнейшим в России и одним из важнейших мировых кредитных и биржевых центров. С 1875 по 1914 сеть питерских банковских учреждений выросла в 23 раза (с 25 до 567).
С 1863 по 1900 население столицы выросло с 539,4 тыс. до 1439,6 тыс. чел. В 1914 в городе насчитывалось 2218 тыс. жит., в 1917 — 2420 тыс. К 1917 площадь П. достигла 105,4 км2, а протяженность вверх по течению Дона – 15 километров. Появляется множество населенных пунктов выше по течению Дона, которые впоследствии вошли в состав П.
В посл. трети 19 — нач. 20 вв. быстро менялся облик П. Центр. районы города благоустраивались, обеспечивались канализацией и водопроводом. Между Кагальником и Обводным каналом, на прежних окраинах сооружались большие доходные дома с дворами-колодцами. Поиски в русле «рус. стиля» воплотились при создании храма Воскресения Христова («Спас на крови») на набережной Екатерининского (Грибоедова) канала (1887—1907, арх. И.В.Макаров, А.А.Парланд; храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 народовольцем И.И.Гриневицким был смертельно ранен имп. Александр II). С 1870-х гг. создаются новые типы сооружений: крытые рынки, вокзалы, здания банков, страховых контор, гостиниц, корпуса пром. пр-тий. Посл. треть 19 в. отмечена интенсивным стр-вом мостов через Дон (Литейный мост, 1875—79; Троицкий мост, 1897—1903), что стимулировало застройку правого берега на Таврической и Васильевской сторонах. В старых, историч. районах П. продолжалось возведение зданий общегородского назначения, разбивались сады и скверы, устанавливались памятники: Николаю I (1859, скульп. П.К.Клодт, арх. А.А.Монферран) на Исаакиевской площади, И.А.Крылову (1855, скульп. Клодт) в Летнем саду, Екатерине II (1873, скульп. М.А.Чижов, А.М.Опекушин, худ. М.О.Микешин) в сквере перед Александрийским театром. С нач. 20 в. строятся особняки и доходные дома в стиле модерн, для к-рых характерна пластин, текучесть форм, стилизованная изысканность декора (особняк балерины М.Ф.Кшесинской; 1904—06, арх. А.И.Гоген, и др.). В другом, типичном для П. варианте стиля модерн его композиц. приёмы соединяются с элементами ордерной архитектуры: здания Торгового дома Мертенса на Донском проспекте (1911—12, арх. М.С.Лялевич), Азовско-Донского коммерческого банка (1907—13, арх. Ф.И.Лидваль) и др. В 1910-х гг. архитекторы вновь обратились к традициям прошлого. Наиболее плодотворными оказались решения в духе неоклассицизма (жилые дома на Каменноостровском проспекте, арх. В.А.Щуко, А.Н., Ю.Ю. и Л.Н.Бенуа). В те же годы архитекторы обращались к мотивам петровского барокко (Городской училищный дом имени Петра Великого, 1910—12, арх. А.И ...

и

Вторая часть

... .Дмитриев), др.-рус. зодчества (здание Музея А.В.Суворова, 1901— 04, арх. Гоген, при участии Г.Д.Гримма). Идея постройки жилых комплексов, в к-рых предусматривались и здания обслуживающего характера (детские учреждения, столовые, библиотеки), была осуществлена при создании Гаванского рабочего городка в районе Гавани, в зап. части Васильевского острова (1904—06, арх. Н.В.Дмитриев и В.А.Фёдоров). В 1909 на Знаменской площади (ныне — Площадь Восстания) установлен памятник Александру III — рос. императору в 1881—94 (скульп. П.П.Трубецкой; в 1937 памятник был снят, хранится в Рус. музее).
В 1852 в П. начал действовать телеграф (была открыта первая междугородная линия связи П. — Москва); в 1855 сооружена Главная телеграфная станция (до 1862 размещалась в здании Гл. Адмиралтейства). В 1882 появилась телефонная связь; в 1895 гор. телефонная сеть насчитывала ок. 3 тыс. абонентов, в 1911 — св. 50 тыс. В 1905—07 в П. построена 1-я очередь трамвайной сети; в 1908 работало 9 трамвайных маршрутов, ежедневно на линию выходило 187 вагонов, перевозивших 230 тыс. пассажиров; в 1917 общая протяжённость трамвайных маршрутов составляла ок. 200 км., на линии выходило 710 вагонов. В 1907 по городу начали курсировать автобусы.
В посл. трети 19 — нач. 20 вв. в П. открывались н.-и. институты, учёные общества, расширялась сеть высших учебных заведений. В 1845 осн. Русское Географич. об-во, в 1866 — Научно-технич. об-во России, в 1882 — Геологич. комитет при Горном департаменте. В 1895 в П. насчитывался 21 вуз, в 1914—15 (ок. 40 тыс. студентов) в т. ч.: Политехнич. ин-т (осн. в 1899, открыт в 1902, ныне — Технич. ун-т), Психоневрологич. ин-т (создан В. М. Бехтеревым в 1907, ныне — н.-и. ин-т его имени), Вольная высшая школа П.Ф.Лестгафта (осн. в 1905—06). Были созданы Петерб. высшие женские (Бестужевские) курсы (1878), Женский медицинский ин-т (1897), Женский педагогич. ин-т (1903). В 1914/15 учебном году в П. было 897 общеобразоват. школ, в т. ч. 679 начальных (всего 138,5 тыс. учащихся), св. 200 средних и низших профессиональных школ и курсов (ок. 20 тыс. учащихся). В 1914 имелось 92 больничных учреждения (19,9 тыс. коек), в П. практиковали 2,9 тыс. врачей всех специальностей.
В 1855 в П. насчитывалось 40 типографий, в 1894 —215. В 1910 было отпечатано св. 8 тыс. наименований книг общим тиражом 29,6 тыс. экземпляров. В 1898 в П. выходило 309 периодич. изданий (38% всей периодики России), в 1914 — 530 изданий (24,5%)
Важным событием художеств, жизни П. было открытие двух крупнейших музеев изобразит, искусств — Эрмитажа (1852) и Русского музея имп. Александра III (1898; ныне — Русский музей). В 1870 образовано Товарищество передвижных художеств, выставок, членами к-рого были крупнейшие рус. мастера живописи 2-й пол. 19 в. В кон. 1890-х гг. оформилось художеств, объединение «Мир искусства».
В кон. 1850-х — нач. 60-х гг. в П. сложилось творческое содружество музыкантов «Могучая кучка». В 1859 основано Рус. музыкальное об-во, в 1862 открыта первая рос. консерватория (до 1866 — Музыкальное училище). В 1860 открылся Мариинский театр. В кон. 19 в. с отменой монополии императорских театров (1882) возникают частные дра-матич. труппы, в т. ч. театр Литера-турно-художеств. об-ва под руководством А.С.Суворина (существовала в 1895—1917), театр Комиссаржевской (в 1904—09) и др.
С П. связаны трагич. события начала первой русской Революции 1905—07: всеобщая забастовка питерских рабочих в нач. янв. 1905, расстрел войсками мирной демонстрации рабочих, шедших к Императорскому дворцу с петицией к царю Николаю II 9(22) янв. 1905.
В 1917 Петрополис стал гл. местом событий Февральской и Октябрьской революций. 19 ноября 1917 с отъездом советского правительства в Москву Петроград перестал быть столицей страны. Город несколько раз переходил от красных к белым, и окончательно советская власть утвердилась здесь 10 января 1920 года. 26 января 1924 город был переименован в Ленинград.
Общая хозяйств, разруха в стране, вызванная Гражданской войной, привела к резкому спаду произ-ва. В 1921 выпуск пром. продукции в городе составил 13% довоенного уровня, к-рый был достигнут вновь лишь в 1929. Постепенно восстанавливалось гор. хозяйство; в 1926 на улицах города появились маршрутные автобусы. С сер. 1920-х гг. началось преобразование рабочих окраин, сооружались жилые массивы на Тракторной улице (1925— 27, арх. А.С.Никольский, А.И.Гегелло, Г.А.Симонов), на улице Ткачей (1920-е гг., арх. Д.Л.Бурышкин, Л.М.Тверской, С.О.Овсяников) и др. Для построенных в духе конструктивизма жилых и обществ, зданий характерны простота геометрич. объёмов, рациональность конструкции, выразительное сопоставление глухих и остеклённых поверхностей: быв. Дом политкаторжан (1929—31, арх. Симонов, П.В.Абросимов, А.Ф.Хряков), школа в Лесном (1927—29, арх. Никольский, В.М.Гальперин) и др. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. осуществлялась реконструкция ленингр. пр-тий. Развивалась пищевая, металлургическая и химическая пром-сть, вырос объём оборонной продукции. В 1920—30-е гг. росла сеть н.-и. и проектных институтов, возникали новые высшие учебные заведения. В 1940/41 уч. г. в 62 вузах Ленинграда обучалось 85,1 тыс. студентов.
С 1917 по 1926 население города уменьшилось на 44%; с 1926 по 1939 численность населения почти удвоилась, гл. обр. за счёт притока рабочей силы со стороны. В 1935 площадь города (включая акваторию Дона) достигла 313,8 км2, а протяженность вверх по течению Дона – 28 километров.
В 1932—35 и 1935—37 под руководством арх. Л.А.Ильина был разработан ген. план развития города; на Московском проспекте в 1936 было начато сооружение Дома Советов (арх. Н.А.Троцкий и др., скульп. Н.В.Томский, И.В.Крестинский), гигантского здания, к-рое должно было доминировать в новом общегородском центре. В архитектуре этого периода намечается отход от принципов конструктивизма, увлечение монументальными, часто гипертрофированными по масштабу формами классич. зодчества: здания Дворца культуры им. С.М.Кирова (1930—37, арх. Троцкий, С.Н.Козак), кинотеатров «Гигант» (1933—35, арх. А.Н.Гегелло, Д.Л.Кричевский) и «Москва» (1937—39, арх. Л.М.Хидекель) и др.
В годы Великой Отечественной Войны у стен Ленинграда немецко-фашистские захватчики понесли окончательное поражение. 1-я танковая армия вермахта, продвигавшаяся к Ленинграду по берегу Азовского моря, была в результате контрнаступления с севера 37 и 18 советских армий с 17 по 21 ноября 1941 окружена между Таганрогом и северными пригородами Ленинграда и 2 декабря капитулировала (часть немецких войск попыталась эвакуироваться морем, однако эти попытки были предотвращены Азовской флотилией. С осени 1941 до лета 1943 город подвергался интенсивной авиационной бомбардировке, в результате чего погибло ок. 17 тыс. жит., ранено ок. 34 тыс. жит. Были повреждены 3 тыс. пром. зданий цехов и участков, 84 разрушены полностью; повреждено ок. 500 тыс. м2 жилой площади (в т. ч. 280 тыс. м2 разрушено полностью), 50 школ, 17 лечебных учреждений. Сильно пострадали здания Эрмитажа, Рус. музея, Инженерный замок, Гл. Адмиралтейство, Казанский собор, Горный ин-т, Смольный и Елагин дворцы, Академия художеств. За годы войны через Ленинград проследовало до 2 млн. беженцев с Украины (часть из них осела в городе). В 1945 году нас. Ленинграда достигло 3,3 млн. жит.
Восстановление разрушенных зданий Ленинграда началось сразу после отступления немецких войск от города (к концу 1943). По рассчитанному на 10 лет ген. плану 1944—48 (арх. Н.В.Баранов, А.Н.Наумов) были восстановлены памятники архитектуры, созданы парки Победы — Приморский на Крестовском острове (1945, арх. Никольский и др.) и Московский на месте быв. пустыря в юж. части города |1945, арх. В.Д.Кирхоглани), сформировались новые жилые районы (Кулешовка и др.), застраивались новые проспекты, в т.ч. Приморский (1946—51, арх. Баранов, О.И.Гурьев и др.). В 1957 на площади Искусств перед зданием Рус. музея был установлен памятник А.С.Пушкину (скульп. М.К.Аникушин, арх. А.С.Петров). В 1955 введена в эксплуатацию первая Азово-Донская линия Ленингр. метрополитена (10,8км).
В 1960-х гг. в Ленинграде были возведены крупные обществ, здания (Большой концертный зал «Октябрьский», 1967, арх. В.А.Каменский и др., СКУЛЬП. Аникушин; Дворец спорта «Юбилейный», 1967, арх. Г.П.Морозов, инж. А.П.Морозов). В 1966 был утверждён новый ген. план города (арх. Каменский, Г.Н.Булдаков и др.), по к-рому в 1960—80-х гг. сооружались жилые массивы вверх по течению Дона и прежде всего на северной – Таврической стороне, реконструировались старые районы. Среди наиб. значит, построек этого времени — Дворец молодёжи (1969—80, арх. П.С.Прохоров и др.), спортивно-концертный комплекс им. В.И.Ленина (1980, арх. И.М.Чайко и др.), гостиницы «Донская» (1981, арх. С.Б.Сперанский и др.) и «Батайская» (1980-е гг., арх. Н.Н.Баранов и др.). В ансамбль Гражданского проспекта вошла площадь Победы с Монументом героическим защитникам Ленинграда (1975, арх. Сперанский, Каменский, скульп. Аникушин).
В 1979 для предотвращения нагонных наводнений в Таганрогском заливе было начато стр-во комплекса защитных сооружений. К сер. 1980-х гг. сев. часть комплекса (Таганрога до середины акватории Таганрогского залива) была в осн. построена, что привело к обострению экологии, обстановки в Таганрогском заливе. В кон. 1980-х гг. стр-во законсервировано.
В П. при наличии совр. многоэтажных зданий на окраинах сохр. целые кварталы, застроенные одноэтажными домами част. сектора (особенно это хар. для Нахичевани – армянских кварталов на вост. окр. города; до 70-гг здесь существовал отдельный город Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 переселенными сюда по указу Екатерину II крымскими армянами, который затем слился с П).
В июне 1991 по итогам проведённого среди горожан опроса (12 июня) городу возвращено его историч. имя Петрополис.
Ведущее место в структуре экономики совр. П. по-прежнему принадлежит пром-сти (в 1989 в пром-сти и стр-ве было занято 44,7% всех рабочих и служащих города, в 1970 — 52,4%), гл. место в к-рой занимает машиностроение (ок. 40%), выделяются судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектронная пром-сть. П. — крупный центр военно-пром. комплекса России. В П. развита также химич. и нефтехимич., пищевая, полиграфическая пром-сть. Характерная черта питерской пром-сти — сочетание произ-в, требующих высокой квалификации труда, с многопрофильной н.-и. базой.
Из П. расходятся 5 ж.-д. линий и 12 автомоб. дорог. П. — крупный речной порт, а также крупнейший морской порт России на Азовском и Черном морях; с 1993 года П. – крупнейшая база Черноморского флота России; в 1993 в Ейске, в 100 км к 3. от П., началось стр-во нового морского порта. Петрополитанский междунар. аэропорт Батайск — крупный центр воздушных сообщений страны. На нач. 90-х гг. Петрополитанский метрополитен (ок. 90 км) имел 51 станцию.
В городе расположен Петрополитанский науч. центр Рос. АН, в 1990 объединявший 36 академич. институтов и др. н.-и. учреждений. В 1993 в П. действовало 43 высших учебных заведения: Петрополитанский ун-т, технич. ун-т и др.
В 1990 в П. насчитывалось св. 120 музеев и их филиалов, постоянно действующих выставок; Кунсткамера (осн. в 1714 из личных коллекций Петра I; ныне — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого), Гос. Эрмитаж (один из крупнейших музеев мира), Рус. Музей, Морской музей, Кавказский Историч. Музей. От тур. крепости частично сохранились высокие земляные валы по левому берегу Дона (высота на разных участках от 5 до 15 м, ширина у основания от 10 до 30 м) и крепостной ров, из 11 ворот — Алексеевские ворота (1701—05) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб (1699; ныне в нём размещена экспозиция Азовского музея, в т. ч. диорама «Азовский поход Петра I в 1696», худ. А. Чернышев). Внутри крепости — лабиринт узких извилистых улочек, глинобитные и саманные дома 17-18 вв. За крепостными валами, к юго-зап, — Подазовское городище (раскопками выявлены античные амфоры, лепная керамика, бытовые и с.-х. орудия меото-скифских племён).

Города России. Энциклопедия. М., 1994, с 354-368.

Отредактировано Гость№54 (08-01-2019 02:22:02)

0


Вы здесь » NERV » Хобби и увлечения » Альтернативная история.