Приветствую всех.
Случилось так, что близок день, отмечаемый мной каждый год выкладкой какого-либо текста. Но как я ни старался, не сумел сделать произведение коротким. Вышло два авторских листа, почти 80 000 знаков.
Так что Вы читаете нижеследующий текст на свой страх и риск! Вас предупредили!
Длинное замыкание.
А ты, Афина, свое сердце не жалей
А ты, Восьмая, поторапливай коней
А ты покоя да не узнаешь никогда
Глаза-то серые, да Алая звезда...
– Ну и как, идут мне серые глаза?
Когда девушка так спрашивает, отвечать вообще-то опасно. Скажешь – идут, а в ответ: «Так тебе мой натуральный цвет не нравится? Мне что, в контактных линзах теперь везде ходить?» Скажешь – не идут... ну, тут все ясно. Сам ходить не будешь. Надо срочно тему переменить, пусть и неуклюже:
– А что за образ?
Шумно в омнибусе: проезжие гомонят; лязгают старые оси; а рессоры скрипят как в последний день Помпеи. Еще и паровик выдыхает простуженным слоном... Не разобрать ответа. Но и так ясно – принцесса Афина Октаво. Сколько Аврелий игр устраивал по эпохе Перелома, сколько на них девушек было – все поначалу принцессу отыгрывать кидаются. И даже не в том дело, что любая другая женщина в ту далекую пору была так уж бесправна. Вот хотя бы тетушка Мерцелла, железной рукой державшая Гильдию Фортос. А дочь и невестки тетушки устроили свару, оспаривая в этой гильдии верховную власть... Сир Луций Зайцехвост – Волк Зайцехвост, вот наградили же прозвищем! -- свидетель и самой свары и блистательного явления тетушки; да с ней и принцессы. Зайцеволк оставил весьма красочные мемуары, дышащие столь живым и непосредственным духом эпохи, что сняли по тексту многосоставной фильм, увидели ту синематографию миллионы и миллионы...
А из тех миллионов нашлись десятки и сотни, кто захотел примерить на себя лорику и взвесить в правой руке гасту, а на макушке ощутить тяжесть гребенчатого шлема. Кто первую игру сделал, Аврелию неизвестно – да и неинтересно, если начистоту.
Пару лет назад Аврелий совершенно мальчиком был, играл не задумываясь. Оттого, вероятно, и прослыл великолепным ролевиком, что вживался полностью. С игры домой приезжал, по нескольку дней то оговорки проскакивали, то жесты от персонажа – родня ужасалась.
Что теперь изменилось, Тацит Аврелий-младший сказать не мог. Точно так же сидел он в переполненном омнибусе – под ногами заплечные мешки; на коленях Алфи Великолепная... За ней Тацит полгода бегал, год назад вообще слюной бы захлебнулся при первом прикосновении... А тут вот – представьте, еще и думал, как девушке повежливее ответить. Не обидеть, но дать понять: на новогоднем балу таких снежинок восемнадцать девочек... спасибо за платье, мама – твоя неповторимая дочь...
Короче: все девушки Афину играть бросятся. И вместо первого дня, вместо вживания и примеривания ролей – выйдет такая ругань, что не до сюжета совсем никому станет...
Так что Аврелий-младший слушал девушку внимательно, в нужных местах кивал и поддакивал, а сам все кручинился да беспокоился... пока не сообразил: он же сегодня игроком едет! Игроком, а не устроителем игры! И едут они – вся Илионская команда – на Великое Кольцо под Новорим... да, в те вот самые легендарные места... Говорят, подняли там старые Врата, не пожалели сил из осколков собрать... места бы ладно, но соберется народу больше половины легиона... а устраивают игру не менее легендарные Охотники – клуб известный, опытный, многочисленный, имеющий мощную поддержку... слух идет, в нем дочь Императора под маской иногда появляется...
Вот пусть у Охотников обо всем голова и болит!
И так радостно сделалось Аврелию-младшему, что в кои-то веки не он будет записывать прибывших, не ему проверять игровое оружие на безопасность, доспех на надежность, а одежду и украшения на историческую достоверность... Не ему споры игровые разбирать; не ему беспокоиться о неизбежных ссадинах, ушибах, рассеченных бровях! Пусть о том устроители заботятся; Аврелий-младший обычнейшим чародеем на игре будет!
Может быть, у него наконец-то сыщется время... и... и будем откровенны, сыщется храбрость... да, храбрость... Алфи Великолепной кое-что сказать.
Важное.
***
Важное – дойти. Жить необязательно, а плыть необходимо – так в школе заучивали слова Божественного Юлия... когда он еще не звался Августом. Потому, наверное, и мог разбрасываться афоризмами, не особо заботясь о сбережении здравого рассудка переводчиков и биографов.
Или это Гней Помпей Магнус отчеканил, когда пришлось ему отплывать из Египта в самую бурю, потому что Рим требовал хлеба?
Как дали по башке, так все и перемешалось. Юлий... Помпей... Красс...
Все из прошлого слова.
Из того мира, из бывшей жизни.
От которой совершенно ничего не осталось.
Разве что либурна уцелела.
Здешние мореходы совсем никакие. Надставить борта на долбленую лодку – их самое большое достижение. И то порой получается, левый борт кривее… нет, круглее… правого. И оба они длиннее килевой линии. От чего вертлявость лодки исключительная, а способность нахватывать воду превосходит воображение... Такими лодками римский корабль не утопишь. Так что либурна, скорее всего, есть на берегу.
А вот, например, имени – нет.
Есть белый парус, есть щит лазоревый с золотыми стрелами Девятого Испанского. И красная пена, красные берега залива – нелюди все же взяли Марсию, отсекли Новый Рим от рудных гор... Ну, то есть, думали, что отсекли. Правду говорят старики, нелюдь боится воды. В их кровавой столице даже мост через Тибр удерживался канатами, а не опорами и арками – лишь бы повыше, лишь бы от зеркала подальше. Да, парусные плоты с камнем и малые лодки по Тибру ходили, даже и под парусом. Но на тех лодках все делали люди – рабы и слуги кровавого царства.
Но как же голова трещит! На ощупь – шишка огромная. Что за комната вокруг? Почему не получается встать с постели?
Комната.. к воронам... Важнее вспомнить...
Имя... Какое все-таки имя?
***
-- Имя?
-- Аврелий Тацит Бальбий… Тацит-младший
-- Игровое?
-- Аристоклес Сулла, магистр Имперской школы.
-- Ваша команда?
-- Граф Туллий Сулла, Хранитель Восточного Предела.
-- Записано. Вы боевой персонаж?
-- Нет, не намерен…
-- Тогда белый жетон… Вот карточка… К четвертому столику -- магию…
Аврелий вытирает лоб. Все происходящее напоминает вербовочный пункт легиона. Парень делал сравнительно много игр человек на тридцать; два раза собирал по семьдесят участников – это уже с помощниками; а однажды вписался помогать более крупному клубу – те сделали игру по Дикой Охоте двенадцатого апостола Эрин Меркурий, и собрали сто двадцать человек. Центурия!
Но даже на той игре регистрация проходила патриархально. Команда связывалась с мастерами, выбирала на полигоне место для своего лагеря или там крепости, куда по приезду и проходила прямо с омнибуса. А мастера сами являлись в лагерь, проверяли исправность снаряжения и соответствие выбранным ролям. На этом бумажная работа заканчивалась, и начиналось то неуловимое, за чем люди вообще приезжали.
Аврелий опустил взгляд: номер на игровой карточке? Один, семь, два, пять. Допустим, первые сто карточек взяты под служебных персонажей, да еще штук сто выведено в резерв, да и наверняка в суматохе кого-то уже сдублировали номером, а кого-то не посчитали…
Все равно -- полторы тысячи.
Тацит-младший огляделся.
Для регистрации отвели просторную затравелую поляну среди огромных секвой, этакая ротонда без крыши, образованная рядами светло-коричневых колонн. Сейчас, к полудню, траву уже вытоптали – но шатры никуда не делись. Прежде всего прибывающий гость видел десяток светло-серых войсковых палаток, сквозь которые был доступ на игру. Палатки перекрывали вход на поляну, а влево и вправо от них уходила, растворяясь в коричневом полусвете секвоевой рощи, декоративная изгородь – по колено, только порядка ради. Аврелий, как порядочный, проходил именно сквозь устроенный вход, сквозь мужскую раздевалку, показавшись дежурному лекарю. И сейчас находился на обширной поляне, охваченной гигантским лесом со всех сторон, а понизу обставленной шатрами и сооружениями.
На левом краю поляны коробки туалетов. Там же знакомая по школьной военной подготовке раскоряка армейского полевого умывальника – сверху труба, снизу десяток раковин. А вон та груда армейских же зеленых ящиков с навесными замками – камера хранения для вещей, которые жаль или не к месту таскать по буеракам игровой судьбы. Здорово придумано! Обидно в пылу атаки выронить кошелек или получить мечом по дорогим точным часам.
На правом краю – стена из белых парусиновых квадратных палаток. Тут живут мастера-устроители игры. Большая игра – большое обеспечение. Куда там сто человек – пара центурий, не меньше. Какой только работы нет на игре! Вот, например: из раздевалок выходят уже не граждане, а игроки -- в костюмах и в образах. Чтобы в роль скорее и полнее погрузиться, выделен целый десяток Охотников, тоже одетых по эпохе и статусу. Хозяева встречают каждого приветствием, положенным по рангу и гильдии: с поклонами, реверансами, характерными словечками. Вот паренек в блеклой мантии студиозуса кланяется дородному важному господину профессору в лиловом и золотом; а вот оборванец панибратски хлопает по плечу рослого хлопца в стеганом синем поддоспешнике, с криво повязанным шарфом гильдии Фортос… А здесь неловко ступают в особых сложных костюмах – чуть ли не экзоскелетах – две нахмуренные девушки, играющие кентавров. Следом еще девушка… Ну, уши лисьи легко; а вот хвост! У нее хвост как живой, и вроде как она тем хвостом по-настоящему метет, проталкиваясь сквозь пеструю толпу в доспехах, шубах, мантиях, платьях. Ее спутник – ничего особенного, потертая кожа и темные ткани -- странствующий торговец; разве что броские белые волосы… Без цветов гильдии? Так ведь он еще только идет на регистрацию – к противоположному от раздевалки краю поляны, где шатры разноцветные, яркие. Там уже все на языке эпохи Перелома – грамотных мало, грамота – козырь, и потому язык той эпохи – вывески, гербы, щиты, картинки.
Вот крайний слева шатер. Сшит из желтых и алых полос. Вывеска – меч, коротко и ясно. К нему первая очередь. Все бойцы – легионеры и дружинники. Здесь и пузатые дядьки, которые будут играть городскую стражу и всю неделю игры просто просидят на лавке у ворот, отдыхая от дома. Тут же худощавые окольчуженные мечники; а вот пяток лесных фиари в расшитых рубашках, с изящными луками; а вот гильдейские гастаты в глухих шлемах-барбютах с Т-образной прорезью против глаз, в бочкообразных кирасах, сегментной броне на руках и коленях; там щурятся коварные наемные убийцы, покрытые черной кожей, с вычерненными же ночными ножами; тут переминается странствующий паладин, блестя начищенной чешуей с приметной бронзовой рукой на ведрошлеме; поодаль ворчат два северных варвара, скрипя огромными круглыми щитами…
Полуденное солнце кипит на доспехах и клинках; щиты гремят. Кузнец с лекалами кривизну затупленного оружия проверяет, громко произносит «антинародные выражения», помощники мельтешат с заклепками и плоскогубцами, туда-сюда вдоль очереди перетаскивают маленькую наковальню; лязг и звон, когда выбивают в жетоне приемную метку; шорох светлого металла цепи, когда жетон игрового паспорта вешают поверх брони…
Игра есть игра. Принято как условность, что невооруженный человек во всех ситуациях подчиняется вооруженному – чтобы исключить стычки одоспешенных и подготовленных бойцов с голопузыми адептами рукопашного боя. Если идешь к первому шатру, предъяви защиту по всему телу. Да предъяви еще и копии музейных свитков – как на самом деле выглядел тогда твой персонаж. Тяжелая турнирная кираса Северного Предела под шишаком Восточного с деревянными шнурованными наплечниками Южного – это разве на провинциальных игрушках примут, где важнее уберечься от рассечений, нежели создать правильный образ.
На большой игре все по-взрослому. Игроки должны выглядеть точь-в-точь как на сохранившихся картинах и гравюрах -- с расстояния в десять шагов никаких отличий, хоть сейчас кино снимай... А вот, кстати, и столичная киногруппа. Камеры, табуретки, режиссер с листками, помощницы со звукоуловителями, ведущий уже в кадре руками разводит и курлычет в объектив – про культурные связи и международный резонанс, не иначе...
Следующий шатер – зеленый и фиолетовый; на вывеске чернильница и сумка. Вторая очередь – «люди мантии». Гражданские роли. Бургомистры и служащие ратуши; письмоводители и жрецы. Тут свитки шуршат, тут монеты звенят, тут знание событий исторических спрашивают, оценивают умение играть жестами и голосом так, как сделал бы это давно умерший прототип. Колдуны, к которым записался Аврелий, по этому цеху не проходят. Так что Аристоклес Сулла движется дальше по залитой солнцем шумной поляне, плывет сквозь море выкликаемых имен. Паспортных имен тысячи, родовых и кличек почти столько же; а сколько же еще игровых!
Третья очередь – земледельческое сословие, ремесленники. Шатер у них огромный, но тоже выгоревший и потому почти бесцветный. Вывески нет. На малых провинциальных играх шорник или пекарь только вид показывает, будто делает товар. А тут никакого притворства, все настоящее. Пивовары с чанами и настоящими дрожжами… Ну и что у них там за три дня созреет? Аристоклес остановился полюбопытствовать, и узнал даже с некоторым страхом, что пивовары-то заехали на полигон еще весной. И три месяца – ничего себе верность идее, а? – прожили в построенном «длинном доме». Попутно наварили пива, сберегли полигонные постройки от разрушения мимохожими пейзанами, а сам полигон от закидывания мусором. Тут Аврелий Тацит-младший только головой покрутил. Оно конечно, здорово так погрузиться в эпоху… страшно подумать, как всплывать потом… Да и где взять эти месяцы, работать же надо?
За пивоварами пекари с мешками муки – всю неделю игры будут печь хлеб; каменщики, чеканщики... конечно же, оружейники... кто сказал «кузнецы»? Луки тоже кузнецы клеят? Или стрелы точат и вытягивают под грузом? Ох тут и приспособлений показано, ох и кипит хитровывернутая мысль человеческая... Вот эти железяки, например, не инструменты палача. А самый что ни на есть новейший… Ну, новейший на эпоху Перелома, на триста лет назад, в смысле. Так вот -- хирургический набор для лечения зубов. Аристоклес Сулла передернул плечами чуть презрительно, уже в образе -- со снисхождением столичного мага к жалким потугам зубодралов-коновалов.
В четвертой очереди – женские персонажи. Шатер светло-лазоревый, на вывеске вырисована белая пушистая кошка. Чисто выметенная площадка, дощатые настилы – чтобы платье со шлейфом по траве не волочилось. Ну, а уж в платьях народу -- глаза разбегаются. Лучше ничего не говорить, молча смотреть. Заденешь которую неосторожным словом – из первой очереди мигом защитник прибежит. Может и два прибежать; может и десять. Так что – бессловесно восхищайся, благо есть чем. Кто выбрал придворную роль – те в полупрозрачном. В танцах блистать да на креслах томно и загадочно сидеть. Кто выбрал воительниц, странствующих колдуний или еще какие активные амплуа – те в обтягивающем или в свободном, чтобы ногами и руками вольно размахивать. А кто выбрал играть нечеловеческие расы – коянов там, сатиров – те меха носят да раскраску. Одежды – совсем чуть-чуть. Среди них особенно выделяется та самая девушка – коян или оборотень – с огромным пушистым хвостом – ну вот как ей хвост сшили, чтобы сам двигался?
Пятый шатер – золотой с черным, на черной вывеске звезда золотая же – отвели колдунам и магам. В очереди к нему Тацит-младший и занял место. Еще и сейчас на ролевые игры заглядывали настоящие магистры из Академии. Конечно, для них интересно и забавно казалось пройти инкогнито, под видом обычного ролевика; ну а на игре уж восхищать и поражать ловкостью да магической силой. Их весьма охотно брали на соответствующие роли – ради колорита и достоверности отыгрыша той же магии. Конечно, полностью соответствовать средневековому идеалу сложно по трем причинам. Во-первых, кто знает, каким был тот идеал? Остались книги да записи. Живых свидетелей не дожило. Во-вторых, идеальному разбойнику, идеально тупому служке, или идеальному нищему, или проститутке -- кто ж захочет стопроцентно соответствовать? Ну и в третьих, на игру человек едет прежде всего играть, а не ставить над собой научные эксперименты со зверообразной серьезностью. Но когда на игре магия – именно магия, а не пиротехника с механическими кроликами из шляпы – внушает, да.
Так что Аврелий… ну то есть уже Аристоклес Сулла, конечно… Нисколько не удивился, услыхав за спиной спор вписавшихся на игру колдунов:
-- … Ну да, конечно, Великое Кольцо! – восклицал тот самый, дородный профессор ведовства в лиловой мантии с золотыми узорами по внушительному животу. – Что ж Вы, коллега, не видите? Разница как между обучающим фильмом и развлекательным боевиком! Никто не будет искать ответы на множество исторических вопросов, интересующих, к примеру, меня и мою кафедру.
-- Например? – отозвался ровный мужской голос.
-- Например, куда девались прочие апостолы того времени, почему в легендах фигурирует одна Эрин Меркурий – двенадцатый апостол. Где одиннадцать предшествующих и невесть сколько последующих? Да, известны некоторые имена. Норин Геката в качестве легендарной наставницы Александра Корнелия. Бич севера Фарин Янус. Гроза пиратов Хамарин Фетида… Остальные где?
-- Пожалуй, соглашусь. И почему эти несомненно сильные и безусловно храбрые апостолы все же не уничтожили кровавую империю солнцеубийц, не дожидаясь прихода Девятого Легиона…
-- И почему в разных легендах и документах приводятся разные версии появления легиона! То ли его приняли как гостя и потом чем-то прогневали. То ли, напротив, бой начался с момента появления Девятого.
-- И как Темные могли сопротивляться столь долго. Куда делись их слуги и слуги слуг после разгрома.
-- Кто у кого был в вассалах.
-- Почему Евген Стоик описывает Темных как смуглых и беловолосых, что в общем близко к известным нам фиари, а тот же Диомед Первопредок -- как очень бледнокожих с волосами цвета воронова крыла…
-- Как люди пережили Великую Тьму.
-- И как наши предки все же решились овладеть магией…
-- Ну ладно, ладно. В сюжете игры ни слова обо всем таком. Положительно, я не ждал Вас увидеть здесь.
-- Но Вы же, профессор, приехали! – не смутился собеседник, -- Несмотря на невнимание к Вашим историческим закавыкам.
Тут Аристоклес развернулся и оглядел спорщиков. Полному ученому возражал мужчина примерно его же лет -- около пятидесяти, но подтянутый, с жестким командирским лицом. Седовласый, представительный, одетый как на картинке в учебнике или на обложке исторического романа. Синий камзол с хрустальным жезлом стихии воздуха на широком кожаном поясе. Пояс армейский, как и другие предметы одежды – простеганная ромбом туника-«сдвойка» в распахнутом вороте камзола; толстые штаны защитного цвета, тем же ромбиком простеганные на коленях; простые сапоги; на руках черные перчатки с тремя пальцами – для колдовства на холодных высоких горах или просто в небе, куда мага воздуха может забросить сплошь и рядом; за спиной подвешена на цепочке широкополая стальная капалина -- отражать дождь, солнце и сыплющиеся отвесно стрелы. Словом, от выражения лица до кончиков сапог -- образцовый боевой маг легиона. Как в фильме или в сказке.
Между тем преподаватель обдумал ответ и прогудел:
-- Я тут развлекаюсь, коллега. В наше бы время меня так слушались студенты, как уважали профессуру в те времена… О, легионная школа! Суровейшая из школ! -- неожиданно приятным голосом пропел ведун, а боевой маг без всякого уважения к песне фыркнул:
-- Послали адепта нахххх… Кххх… К оркам… -- собрался он и пошел! Как же, знаем! Вы же, профессор, аппаратуру привезли… – прибавил боевик уже серьезным тоном – Мои же мальчики разгружали вашу повозку. Уж будьте откровенны, коллега. Со мной-то можно.
Толстяк шумно выдохнул и на этот раз молчал долго – очередь продвинулась на двух человек. Действительно, долго: ведь каждому игроку правила зачитают, осмотрят снаряжение, вопросы будут задавать -- мастер попытается уяснить, что за человек перед ним. Не создаст ли он в игре проблем, не повредит ли другим игрокам; не затеет ли скандала или капризов... Не спешит мастер, зачитывая памятку и правила. Есть время и умную беседу послушать и головой повертеть. Посмотреть ой как есть на что!
Вот, например, из четвертой очереди к лазоревому женскому шатру подошла девушка. На первый взгляд, обыкновенная. Волосы прямые темные, ближе к русым, чем к черным. Лицо правильное и тонкое; одежда – простого кроя кожаное платье и там-сям набойки поблескивают. Цвета – черный и темно-пурпурный, чуть-чуть не лиловый. Платье спускается до сапог, но по бокам разрезы почти к поясу; видимые в разрезах стройные ноги полностью затянуты в ту же тонкую кожу. В целом – не красавица, до Алфи далеко! Разве что -- улыбка милая. Такая милая, что мастер-приемщик перед входом в шатер засмотрелся на добрых сорок ударов сердца. После чего, к неимоверному удивлению Тацита-младшего, вежливо и почтительно поклонился незнакомке. Выглядевшей младше седоусого раза так в четыре.
Но ладно там поклонился – мастер даже оружие девчонки не стал осматривать! Аврелий чуть было сам не полез разворачивать длинный чехол, да спохватился, что без разрешения – оскорбление прямое, недвусмысленная обида. В конце концов, если мастер девчонку знает в лицо, если они из одного клуба, так, видимо, и оружие это знаменито. Копье в два роста хозяйки. Даже Аврелий – только в прыжке острие достанет. А движется девчонка легко, словно ее оглобля ничего не весит. Ну, тогда бояться нечего – точно имитация. Настоящее оружие такой длины массивно и прочно как хороший лом... Собственно, лом и есть. Иначе сломается о первое же подставленное ребро щита...
И не хватило Аврелию мгновения, удара сердца – понять, что с той девчонкой не обычно. Почему он вообще при паузе в разговоре магистров посмотрел именно на четвертую очередь – а не на шестую, например, где у зеленого шатра под вывеской-шестеренкой собрались диковинные звери, блистающие чешуей драконы, пыхтящие механизмы гномов, и мимо которой тягач вообще платформу с ладьей северян волочет! Настоящий корабль!!!
-- Да, коллега, – неожиданно тихо ответил толстый профессор, -- Да. Это ведь будет выглядеть на все сто. И серпент под багровым парусом, уходящий в закатное солнце. И багровые отблески на клинке – сегодня, как тогда…
Аврелию приходилось вслушиваться в негромкую речь – потому, что шум от легиона игроков никуда с поляны не делся – а ведун бубнил под нос, как будто убеждая себя же в правильности принятого решения. Тацит-младший при том решении не присутствовал, и следить за мыслью профессора затруднялся. Боевой маг легиона, напротив, понимал куда больше высказанного и не просил ни говорить громче, ни повторить или растолковать пропуски с умолчаниями.
-- … Тогда… в тот раз… На полуострове, -- бормотал ведун, а маг согласно кивал, -- … Окружили и прижали к берегу… Помнишь, Рината не пошла в воду? Боялась меч утопить? Да, деревянный… Так ее увлекло ощущение. Отчаяние – настоящее. Мечи игрушечные, плащи тогда из полотенец и занавесок шили… не как сейчас! – профессор махнул вокруг себя, над толпой ролевиков, одетых ярко, разнообразно – и очень, очень достоверно! Весьма похоже на картины старых мастеров, на изображения в учебниках, на сцены в исторических фильмах.
-- А чувства были – пожар! Сердце вылетит – не заметишь… – выдохнул ученый, – Мозг! Совершенная биологическая машина по преобразованию дури в электроток… В конце-то концов, более трех тысяч... Я столько денег для Охотников пробил... Отчего бы мне и не надеяться? – ведун скривил губы, наверное, считая это горькой улыбкой, -- Достоверно известно, что Аристоклес Сулла…
Аристоклес Сулла вздрогнул от макушки до пяток, не сразу сообразив, что речь о его прототипе. Профессор же продолжал:
-- … Включил вторые Врата – Врата Перелома, Врата Илиона, Врата Эрин! – вовсе без электричества, пара и механизмов. Что же могло воздействовать, как не биотоки...
Боевой маг ответил что-то, за окружающим шумом утерянное. Аврелий собрался переспросить, но тут его мастер магии из пятого шатра решительно потянул за рукав:
-- Парень, тролль-тебя-так! Потом договорите, не задерживай очередь, тролль-так!
Тогда вошел Аврелий в черно-золотой шатер, где приемщик ухватил его игровую карточку и принялся в ней черкать, проговаривая подсевшим голосом:
– Аврелий Тацит рода Бальбиев, ветвь Сульпициев, рожденный в Илионе, полных лет десять и семь... Имя Сулла Аристоклес, команда графа Туллия, Восточный Предел... Небоевой персонаж... По возрасту на игре имеет право применять... – а парень думал, что мастер, наверное, человек сто уже встретил. Так же зачитал правила, осмотрел игровое снаряжение и деревянное оружие. Выдал памятку и проводил к шатру команды. Вернулся. Сидел вот на этой разборной скамье, сперва грубо выскобленной рубанком в клубном подвале (грубо – потому что завтра уже выезжать, а ничего ж не готово), много позже отполированной задницами в кожаных штанах, оцарапанной доспехами на играх и ристаниях... Пил остывший настой рябиновых ягод или «враг-травы» – как делал это сам же Аврелий на собственных играх, чтобы голова как можно дольше оставалась ясной. Без настоя не продержаться: номер карточки Аристоклеса Суллы — один, семь, два, пять, а регистрация в самом разгаре. Следовательно, до вечера вполне может прибавиться еще столько же, и всех надо встретить-записать-проводить-объяснить. Три тысячи людей должны спать, есть, умываться, ходить в туалет; на такое число игроков наверняка окажется не меньше десятка инфарктников и язвенников; а уж споры разбирать…
Аврелий снова напомнил сам себе, что приехал участником. И проблемы организаторов его – хотя бы раз в год! – не касаются. Не хотелось признаваться себе в зависти. В зависти к Охотникам – огромному сверхмощному… даже не клубу, скорее, объединению клубов. Собрать половину легиона не сложно: дал объявление – народ и съехался. А вот организовать все эти шатры, ящики, скамейки, а вот найти три сотни сотрудников – принимать, провожать, следить за порядком – и все круглосуточно, и все на неделю.
Тем временем все отметки в карточке сделали; выдали жезл игровой, мастер пожелал удачи – тут даже его луженая глотка не выдержала, охрипла. Достал мастер кособокий кувшин ручной лепки с остывшей «враг-травой», глотнул, махнул рукой – на выход!
Вышел Аристоклес на игровую сторону из шатра – а там уже встретила его собственная команда и потянула за собой перелесками и хвощевниками – в лагерь. Дел выше головы: палатки поставить, очаг обустроить, местность вокруг разведать ногами и глазами, до сих пор ведь не играли на этом полигоне. «Что? Поговорить? Потом поговоришь. Фигуры приметные, сам же сказал. Найдутся по ходу игры. Сможешь все вопросы задать,» -- торопил граф Туллий, хранитель Восточного предела, осматривая крепость графскую. Организаторы не пожалели денег, пригнали технику и сложили все игровые замки из блоков да камня. Сложили грубо, наспех. Но по общему силуэту и планировке -- весьма близко к сохранившимся манускриптам. А потом еще знакомство с командой; а под закат еще с Алфи на берегу озера посидели, проводили солнышко, и под берегом увидали не только варварский серпент, но и целых две настоящих либурны да пузатый торговый ласт! Девушка даже высказалась в том смысле, что на этой игре действительно можно всю неделю просидеть во дворце, носить чистые воздушные наряды, и когда во дворец приедет с докладом гонец из боя – он в самом деле будет вонять костром и кислой сырой шерстью плаща и безо всяких натяжек будет выглядеть чужеродным и диким среди нежных фрейлин и лощеных кавалеров.
И от всех этих впечатлений так умотался отрядный маг, что упал на тюфяк, вовсе не вспоминая ни о хитрых вопросах исторической кафедры, ни о своих собственных. Утром, все теперь уже утром – на свежую голову.